Требования технических стандартов, как известно, ограничены жесткими рамками так называемых допусков — допускаемых отклонений. Требования стандарта ISO 9001 ограничены лишь в сторону их сужения, при этом его рамки могут быть раскрыты как угодно широко для использования разнообразного инструментария, обеспечивающего улучшение деятельности предприятий, организаций.
Рельсосварочный поезд № 21 (РСП-21) является предприятием по сварке длинномерных рельсовых плетей на полигоне Октябрьской дороги ОАО «РЖД». Изначально оно создавалось для сварки длинномерных рельсовых плетей из новых 25-метровых рельсов. Но в настоящее время возникла необходимость восстановления профиля головки рельсов, снятых с пути при капитальном ремонте, для продления срока их службы и дальнейшей укладки в путь на менее грузонапряженных участках. Такой организацией дающей рельсам «вторую жизнь» в стационарных условиях стало наше предприятие. Здесь из старогодных рельсов после входного контроля, репрофилирования, сортировки, дефектоскопирования и вырезки обнаруженных дефектных участков, сваривают длинномерные рельсовые плети.
Согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 30.06.2010 № 1413р ремонтное локомотивное депо Агрыз-Южный выбрано «пилотным» в рамках программы внедрения технологий бережливого производства. Для реализации этой программы в депо была создана оперативная рабочая группа, в которую вошли специалисты и руководители, отвечающие за основные аспекты организации производственного процесса. Все они прошли обучение по программе «Менеджмент качества в локомотиворемонтном депо» в Центре обучения Поволжской инженерной академии (г. Самара).
В ОАО «РЖД» под руководством Департамента технической политики с 2006 г. ведутся работы по внедрению корпоративной интегрированной системы менеджмента качества (КИ СМК). Реализуется корпоративная программа обучения руководителей методам менеджмента качества, выделены пилотные проекты, на которых ведется отработка системы.
Концепция «бережливого производства» сформировалась на основе системы организации производства, разработанной японским автомобильным гигантом - фирмой Toyota - Toyota Production System (TPS). Производственная система Тойоты разрабатывалась в автомобильной компании в течение примерно трех десятилетий: с 1945 по 1975 годы как инструмент выживания в условиях жесточайшего дефицита ресурсов: именно тогда японцы показали всему миру, как можно выжимать воду из сухого полотенца. Бережливое производство называется бережливым потому, что позволяет делать все больше, а затрачивать при этом все меньше - меньше человеческих усилий, меньше оборудования, меньше времени и меньше производственных площадей, - в то же время приближаясь к тому, чтобы предоставить потребителю именно то, чего он желает.
В статье произведен анализ технологической модернизации ОАО «РЖД» при внедрении технологии бережливого производства.
В ОАО «РЖД» с 2010 г выполняется Программа поэтапного внедрения технологий бережливого производства. Целью программы является развитие производственной системы Компании и повышение ее эффективности за счет применения инструментов бережливого производства, направленных на выявление, сокращение и устранение потерь (т.е. затрат, не добавляющих ценностей) в перевозочном процессе, в процессах ремонта и эксплуатации инфраструктуры, подвижного состава, в сфере материально-технического обеспечения и в других процессах.
Недавно под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича состоялась очередная видеоконференция, посвященная внедрению проекта «Бережливое производство в ОАО "РЖД”». Было отмечено, что принципы бережливого производства охватили все направления развития отрасли. Но чтобы добиться мультипликативного эффекта, этот позитивный опыт нужно распространять как можно энергичнее.
Подробнее