Виды экономических эффектов при осуществлении мероприятий бережливого производства могут быть реальными и условными (таблица 1). Реальные эффекты (денежные) связаны с уменьшением денежного оттока (сокращение эксплуатационных затрат) и другими показателями результативности предусмотренных мероприятий. Условные эффекты проявляются в виде изменения показателей эксплуатационной деятельности, увеличения денежного потока (дохода), снижения эксплуатационных расходов (оттока), достигаемых при выполнении дополнительных условий или мероприятий.
Условные эффекты характеризуют потенциальную возможность снижения эксплуатационных расходов или повышения доходов от проводимых мероприятий.
Условные и реальные экономические эффекты возникают:
Виды эффектов, возникающих на сортировочной станции при проведении мероприятий бережливого производства
Виды реальных эффектов |
Обозна- |
Виды условных эффектов |
Обозна- |
|
чение |
|
чение |
Экономия материальных затрат станции: |
|
Долевое высвобождение численности работ- |
У1.1. |
материалов, |
Р1 , |
ников станции |
|
топлива, |
Р1 м, |
Экономия эксплуатационных расходов стан- |
|
электроэнергии |
Р1эт |
ции в части фонда заработной платы с начислениями при сокращении трудоемкости выполняемых технологических операций |
У1.2. |
Снижение численности |
Р2.1 |
Создание резерва перерабатывающей спо- |
У2 |
Повышение производительности труда работников станции |
Р2.2 |
собности сортировочной станции |
|
Экономия эксплуатационных расходов станции в части фонда заработной платы с начислениями при сокращении численности работников станции |
Р2.3. |
|
|
Уменьшение среднего времени простоя вагонов на стан- |
Р3.1 |
Сокращение основных средств-средств про- |
У3 |
ции |
|
изводства сортировочной станции |
|
Экономия эксплуатационных расходов на полигонах, железных дорогах и функциональных филиалах ОАО «РЖД». |
Р3.2 |
|
|
Повышение производительности парка маневровых |
Р4.1 |
Экономия оборотных средств полигона, же- |
У4 |
локомотивов |
|
лезной дороги и функциональных филиалов |
|
Сокращение затрат на выполнение маневровой работы |
Р4.2 |
ОАО «РЖД» в части элементов, используемых станцией |
|
Дополнительная прибыль при освоении дополнительно- |
Р5 |
Сокращение условно-постоянных расходов |
У5 |
го объема перевозок при наличии неудовлетворенного |
|
станции, в связи с совершенствованием |
|
спроса на перевозки |
|
технологии |
|
Все составляющие экономического эффекта рассчитываются на год «без проекта» и «с проектом» мероприятий бережливого производства. При этом считаем целесообразным рассчитывать как натуральную результативность (неденежный эффект) мероприятий, так и их стоимостной эквивалент. Эффект у клиентов и собственников подвижного состава не учитывается.
Реальный экономический эффект от внедрения мероприятий бережливого производства включает экономию материальных затрат станции: материалов, топлива, электроэнергии, а также экономию эксплуатационных расходов в той их части, которая касается фонда заработной платы с начислениями при снижении численности работников станции (рис. 1).
Расчеты изменения эксплуатационных расходов за пределами станции на полигонах, железных дорогах и в функциональных филиалах ОАО «РЖД» (рис. 2) под влиянием тех или иных измерителей основываются на зависимости расходов от размеров движения и методике расчета единичных и укрупненных расходных ставок в условиях структурной реформы ОАО «РЖД», утвержденных 07.07.2008 № 1426-р.
Экономический эффект может возникать в дирекции управления движением, других структурных подразделениях холдинга, участвующих в осуществлении перевозочного процесса: в дирекции тяги, дирекции инфраструктуры, дирекции сбыта. При экономической оценке не учитывается организационная принадлежность получателя эффекта (по дирекциям и вертикалям бизнеса ОАО «РЖД»).
Для экономической оценки показателей эксплуатационной работы станции используются отчетные и аналитические данные по процессам до и после внедрения мероприятий бережливого производства. Отдельные нормативные данные, которые относятся к полигону или межстанционному взаимодействию, могут быть приняты на основе средних по дороге величин (расходные ставки).
В экономии материальных затрат станции (реальный эффект Р1) учитывается снижение расхода материалов, топлива, электроэнергии для прочих эксплуатационных нужд, другие затраты при внедрении мероприятий бережливого производства. Эффект определяется методом прямого расчета с использованием единичных нормативов (натуральных и стоимостных) с учетом сопоставимых условий. Сопоставимые условия обеспечиваются присутствием в расчете объема работ (в измерителях, на которые установлены единичные нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии) и цен перспективного периода (после внедрения мероприятий).
Расчет трудовых показателей и экономии эксплуатационных расходов станции относительно оплаты труда при оценке реальных эффектов (Р2.1, Р2.2 и Р2.3), а также условных эффектов (У1.1 и У1.2) производится по шаблону таблицы 2. При этом в нее заносятся данные о численности и экономии трудоемкости работ в разрезе улучшаемых процессов на станции.
(ОСCIaн/365•24), (1)
где: ЁШдо 2Шпосле — соответственно суммарное количество вагоно-часов простоя на сортировочной станции до и после проведения мероприятий бережливого производства;
Zn до, Zn после — соответственно суммар-
пер пер
ное количество переработанных вагонов на сортировочной станции до и после проведения мероприятий бережливого производства.
Под оборотными средствами полигона, железной дороги и функциональных филиалов ОАО «РЖД» в части элементов, используемых станцией — «оборотные средства сортировочной станции» (Обетан), эффективность которых оценивается при внедрении бережливого производства, понимается стоимостная оценка оборотных средств, применяемых в технологическом процессе, включая стоимость незавершенной продукции, топлива и материалов, инструментов и малоценного инвентаря и т. п.
Для расчета условного эффекта, связанного с сокращением трудоемкости (У1.1 и У1.2), не позволяющего достичь целочисленного сокращения работников станции, используется та же таблица 2 без заполнения строки 1.
Определение условного эффекта, связанного с созданием резерва перерабатывающей способности сортировочной станции — У2, осуществляется расчетом прироста числа грузовых поездов (вагонов), которое может быть переработано станцией за сутки при ликвидации непроизводительных потерь и оптимальном использовании путевого развития и технического оснащения.
На прирост перерабатывающей способности горки влияют следующие факторы: сокращение времени продолжительности ее занятия, приходящейся на один расформировываемый состав с учётом сокращения ожиданий и оптимизации времени выполнения операций формирования и операций с вагонами; перерывы в использовании горки из-за враждебных маршрутов; сокращение времени занятия горки постоянными операциями, не изменяющимися пропорционально увеличению объёма переработки; сокращение отказов замедлителей и прочих устройств, а также возможные дефекты-нерасцепы вагонов из-за неисправности автосцепки; расширение металла при высокой температуре воздуха; повторная сортировка части вагонов с горки из-за недостатка числа и длины сортировочных путей и т. п.
Под основными средствами полигона, железной дороги и функциональных филиалов ОАО «РЖД» в части элементов, используемых станцией (ОСстан) — «основных средств сортировочной станции», эффективность которых оценивается при внедрении бережливого производства, понимается стоимостная оценка средств производства, присутствующих в технологическом процессе, включая стоимость объектов инфраструктуры и станционных зданий и устройств.
Эффект сокращения «основных средств сортировочной станции» (У3) отражает условно высвобожденные «основные средства» в стоимостном выражении, которые могут быть использованы для освоения дополнительных объемов перевозок, или потенциальный объем подлежащих консервации средств производства. Условное сокращение «основных средств сортировочной станции» (У3) в результате сокращения среднего времени нахождения вагона на станции до (£п^о/£ппердо) и после (£пРосле/£пперпосле) проведения мероприятий бережливого производства на 1 рубль стоимости основных средств сортировочной станции (ОСстан) определяется по формуле:
У3 = [EntwyEn до - £ппосле/хп после]/
(°С1ан/365-24Г пер ш
где: Ent0 ЕПпосле — соответственно суммарное количество вагоно-часов простоя на сортировочной станции до и после проведения мероприятий бережливого производства;
Результативность мероприятий по бережливому производству (вагоно-часы, чел.-часы, фонд оплаты труда) определяется прямым счетом на основе картирования улучшаемых процессов и достигнутой экономии фонда оплаты труда.
Эффект определяется по формуле:
У5=Ст • ДП+Ст • ДФОТ+ Ст • ДЧч,
вч ФОТ чч ’
(2)
Расчет эффектов, связанных с оптимизацией трудозатрат работников сортировочной станции при внедрении бережливого производства
№ |
Наименование процесса |
||||
Показатель процесса |
Ед. изм. |
Величина показателя |
% изменения |
||
Без проекта |
С проектом |
||||
1 |
Списочная численность |
Чел. |
|
|
|
2 |
Общие трудозатраты |
Чел.-час. |
|
|
|
3. |
Непроизводительные потери, в т. ч.: |
Чел.-час. |
|
|
|
3.1. |
от перепроизводства |
|
|
|
|
3.2 |
от ненужных перемещений работников |
|
|
|
|
3.3. |
устранения дефектов |
|
|
|
|
3.4. |
от необоснованной транспортировки |
|
|
|
|
3.5. |
излишних этапов обработки |
|
|
|
|
3.6 |
от ожиданий |
|
|
|
|
4. |
Затраты на оплату труда (тарифная часть) |
тыс. руб. |
|
|
|
5. |
Страховые взносы |
тыс. руб. |
|
|
|
6. |
Эксплуатационные расходы |
тыс. руб. |
|
|
|
7. |
Объемный измеритель результата процесса |
|
|
|
|
8. |
Производительность труда |
|
|
|
|
Эффект сокращения «оборотных средств сортировочной станции» (У4) отражает условно высвобожденные оборотные средства в стоимостном выражении в результате сокращения среднего времени нахождения вагона на станции до и после проведения мероприятий бережливого производства на 1 рубль стоимости «оборотных средств сортировочной станции» (Обстан) определяется аналогично формуле (1).
В связи с совершенствованием технологии и внедрением элементов бережливого производства наряду с сокращением прямых расходов создаются предпосылки к потенциальному сокращению условно-постоянных расходов. Экономия таких расходов (У5) фиксируется на основе измерителей (параметров) улучшаемых процессов (вагоно-часы, чел.-часы, фонд оплаты труда) и внутристанционных ставок. Размер внутристанционной ставки определяется делением суммарных годовых расходов по соответствующим статьям на величину измерителя, соответствующего годовому объему работ (таблица 3).
где Ствч, СтфОт, Стчч — внутристанционные ставки затрат;
ДП — годовая экономия вагоно-часов по процессу;
ДФОТ — годовая экономия фонда оплаты труда в результате сокращения численности
(Р2);
ДЧч — годовая экономия трудоемкости улучшаемого процесса (У1.1).
Благодаря внедрению мероприятий бережливого производства сокращаются или полностью ликвидируются потери в технологическом процессе, оказывающие влияние на показатели эксплуатационной работы. Полученная при этом экономия расходов отражается на экономических показателях в других структурных подразделениях железных дорог за пределами станции.
Экономия времени выполнения операций технологического процесса на сортировочной станции приводит к сокращению вагоно-часов простоя (Р4.1). Это сбережение демонстрирует формула:
661
Внутристанционные ставки затрат
Статьи |
Измеритель |
Величина измерителя |
Расходы |
Обозн. |
Ставка |
Содержание оборудования, содержание станционных зданий и сооружений общего назначения |
Затраты ваг-часов, ваг-час |
|
|
Ствч |
|
Социальные выплаты, содержание аппарата управления |
Фонд оплаты, руб. |
|
|
СтФОТ |
|
Техника безопасности, санитария, охрана труда, обучение персонала |
Трудоемкость, чел.-час |
|
|
Стчч |
|
Л nt = n> (tl3K - (3)
где n2 — объем переработки станции после внедрения мероприятий бережливого производства, вагонов в сутки;
tl3K — t — время улучшаемого элемента технологического процесса до внедрения и после внедрения проекта бережливого производства.
Сокращение вагоно-часов приводит к экономии эксплуатационных затрат на экипировку, техническое обслуживание, текущие и капитальные виды ремонтов, амортизацию локомотивов, налога на имущество в части стоимости локомотивного парка, арендных платежей, экономии оплаты труда локомотивных бригад, сокращение затрат энергоресурсов. Уменьшение вагоно-часов, вызванное сокращением времени обработки и формирования поездов на сортировочных станциях, рассчитывается по формуле:
Р3.2=Л nt • е1 , (4)
пч.
где е 1 Пч — скорректированная ставка на 1 вагоно-час;
Л nt — сокращение вагоно-часов простоя на станции за счет экономии времени выполнения операций технологического процесса на сортировочной станции.
Сокращение локомотиво-часов маневровой работы приводит к экономии эксплуатационных затрат на содержание маневровых локомотивов, их амортизацию, налога на имущество в части стоимости парка маневровых локомотивов, арендных платежей, экономии оплаты труда локомотивных бригад, сокращение затрат энергоресурсов, сокращение затрат на амортизацию и затрат на содержание станционных устройств и путей.
Сокращение затрат на выполнение маневровой работы определяется по формуле: Р4.2= е Л Mt (5)
<м м,
где ЛМ^ — сбережение локомотиво-часов маневровой работы после проведения мероприятий бережливого производства.
Дополнительная прибыль железнодорожного транспорта при освоении дополнительного объема перевозок (с учетом неудовлетворенного спроса) для среднесетевых условий определяется по формуле:
р5 = А пЬддин *lcp *(d- с] 6
24*365*10 ’
где Л nt — сокращение вагоно-часов простоя за счет экономии времени выполнения операций технологического процесса на сортировочной станции;
q — динамическая нагрузка груженого вагона (принимается равной 59 т);
l — средняя дальность перевозки грузов (принимается равной 2000 км);
d — доходная ставка на 10 ткм (принимается равным 4,41 руб на 10 ткм);
c — себестоимость 10 ткм (принимается равным 3,94 руб на 10 ткм).
Позитивные изменения технико-экономических и эксплуатационных показателей при разработке и внедрении технологии сокращения непроизводительных затрат на сортировочной станции отражаются не только на показателях эффекта (реальных и условных), но и на изменении целевых значений ключевых показателей деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД», в том числе дирекции управления движением.
Система ключевых показателей деятельности подразделений производственного блока ОАО «РЖД» охватывает важнейшие аспекты:
Показатели результативности внедрения мероприятий бережливого производства на сортировочной станции, отражающие потребительский аспект:
Показатели результативности внедрения мероприятий бережливого производства на сортировочной станции, отражающие аспект, характеризующий внутренние процессы, взаимоотношения с другими структурными единицами ОАО «РЖД»:
Показатели результативности внедрения мероприятий бережливого производства, отражающие финансовый аспект:
Показатели результативности внедрения мероприятий бережливого производства, отражающие аспект, характеризующий обучение, инновации и перспективы служебного роста сотрудников станции:
В условиях возрастающей конкуренции ОАО «РЖД» важно не потерять перспективные рынки, использовать все резервы для поддержания и усиления конкурентоспособности путем системного подхода к оптимизации всех аспектов перевозочной деятельности, в том числе на станции с применением инструментов бережливого производства.