В данной статье рассматриваются особенности внедрения инструментов бережливого производства в медицинских учреждениях с целью повышения качества оказания услуг пациентам.
Цель исследования. Оценить степень детализации, объем визуализируемых данных и уровни навигационных систем медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Материалы и методы. Объектом настоящего исследования стали 33 медицинских организации (МО) первичного звена, расположенные на территории 7 субъектов РФ. Предметом исследования явились все внутренние и внешние навигационные элементы МО. За основу оценки был взят чек-лист ALIDS (версия 1.0) из 72 показателей, объединенных по общности характеристик в пять блоков: архитектурно-планировочные и дизайнерские решения, передаваемая информация, уровни и элементы навигации. Блок «Уровни» был представлен 19 параметрами с отдельной оценкой внутреннего (9 показателей), промежуточного (5 показателей) и внешнего уровней (5 показателей) навигации. По каждому критерию выставлялась номинальная дихотомическая балльная оценка с возможностью при необходимости (сомнение, уточнение, вопрос и т. п.) указания комментария эксперта. Результаты. При очном изучении навигационных систем 33 МО первичного звена установлено, что уровни промежуточной и внешней визуализации используются недостаточно. В отличие от архитектурно-планировочных решений, различные уровни навигации максимально представлены в медицинских учреждениях Тюменской и Калининградской областей, Красноярского края. Отсутствие внешнего уровня навигации способствует возникновению основных потерь бережливого производства: лишним перемещениям, ненужной транспортировке и ожиданиям со стороны пациентов и посетителей. Среди объектов внутренней навигации наиболее часто на навигационных элементах размещаются кабинеты и знаки безопасности. Максимальный процент соответствия среди категории «промежуточная навигация» установлен в отношении основных входов для посетителей, включая входы для маломобильных пациентов.
Заключение. Навигационная система МО является важной частью системы визуализации и одним из критериев качества пространства. Квалиметрия систем навигации не только МО, но и любых других зданий и помещений в настоящий момент доказательно не представлена. Использование авторского метода ALIDS аудита навигационных систем позволяет дать количественную и качественную оценку используемых в медицинских учреждениях навигационных элементов. При совершенствовании навигационных систем действующих МО и проектировании/постройке новых, особенно с комплексной смешанной или секционной планировкой, с целью снижения основных потерь бережливого производства необходимо создавать максимально подробные и понятные общие схемы навигации.
Purpose of the study. To evaluate the level of detail, the amount of visualized data and the levels of navigation systems of primary medical organizations.
Materials and methods. The object of this study was 33 primary care medical organizations located on the territory of 7 constituent entities of the Russian Federation. The subject of the study was all the internal and external navigation elements of the MO. The assessment was based on the ALIDS checklist (version 1.0) of 72 indicators, united by five characteristics in general characteristics: architectural-planning and design solutions, transmitted information, levels and navigation elements. The "Levels" block was represented by 19 parameters with a separate assessment of the internal level (9 indicators), the intermediate level (5 indicators) and the external level (5 indicators) of navigation. For each criterion, a nominal dichotomous point score was set with the possibility, if necessary (doubt, clarification, question, etc.) of indicating an expert comment.
Results. A full-time study of the navigation systems of 33 primary medical organizations found that the levels of intermediate and external visualization are not used enough. Unlike architectural and planning solutions, various levels of navigation are maximally represented in medical institutions of the Tyumen and Kaliningrad regions, Krasnoyarsk Territory. The lack of an external level of navigation contributes to the main losses of lean production: unnecessary movement, unnecessary transportation and expectations from patients and visitors. Among the objects of internal navigation, cabinets and safety signs are most often placed on the navigation elements. The maximum percentage of compliance among the intermediate navigation category has been established for the main entrances for visitors, including entrances for patients with limited mobility.
Conclusion. The navigation system of a medical organization is an important part of the visualization system and one of the criteria for the quality of space. The qualimetry of navigation systems not only of medical organizations, but also of any other buildings and premises, is currently not conclusively presented. Using the author's ALIDS method of audit of navigation systems allows us to give a quantitative and qualitative assessment of the navigation elements used in medical institutions. While improving the navigation systems of existing medical organizations and designing/building new ones, especially with complex mixed or section planning, in order to reduce the main losses of lean manufacturing, it is necessary to create the most detailed and understandable general navigation schemes.
Аннотация: Современные тенденции развития общества выдвигают новые требования к медицинскому персоналу и к системе здравоохранения в целом. На сегодняшний день здоровье населения - неотъемлемый фактор успешного функционирования экономических систем. Одним из направлений в данной сфере является менеджмент в здравоохранении, представляющий собой процесс, основанный на совершенствовании форм управления, повышении результативности мероприятий по активизации трудовой деятельности.
Abstract: Modern trends in the development of society put forward new requirements for medical personnel and the health care system as a whole. Today, the health of the population is an integral factor in the successful functioning of economic systems. One of the areas in this area is management in health care, which is a process based on the improvement offorms of management, improving the effectiveness of measures to enhance labor activity.
Аннотация. Бережливое производство было разработано в компании Toyota в середине прошлого столетия. Данный бизнес-процесс необходим для определения способов оптимизации процессов внутри организации. Бережливое производство было популярно в производственных компаниях, но в последние годы многие медицинские учреждения различных стран также решили применять данный бизнес-процесс. Так, внедрение бережливого производства позволяет не только повысить качество предоставляемых услуг, но и снизить затраты в учреждениях.
Abstract. Lean production was developed at Toyota in the middle of the last century. This business process is necessary to determine how to optimize processes within the organization. Lean production was popular in manufacturing companies, but in recen t years many medical organizations in various countries have also decided to use this business process. Thus, the introduction of lean production can not only improve the quality of services provided, but also reduce costs in institutions.
В данной статье даны рекомендации по внедрению механизмов мотивации персонала медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, к повышению качества их работы в рамках новой модели оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи («Бережливая поликлиника»). С помощью изложенного материала о подходах к повышению эффективности работы персонала имеется возможность сформировать оптимальную систему мотивации работающих.
В статье проанализированы данные научной литературы о возможностях метода 5S при организации рабочего пространства сотрудников медицинских организаций. Показано место метода 5S в систематике инструментария бережливого производства, отражен исторический аспект создания метода 5S. Произведен контент-анализ используемых в методе 5S терминов: предмет, рабочее пространство, рабочее место и рабочая зона. Продемонстрирован международный и российский опыт внедрения метода 5S в сферу здравоохранения. На конкретных примерах внедрения метода 5S в медицинские организации показаны возможности метода бережливого производства в улучшении условий труда и в повышении производительности труда медицинского персонала, а также в повышении качества оказания медицинских услуг.
The article analyzes the data of the scientific literature on the possibilities of the 5S method when organizing the working space of medical organizations. The place of the 5S method is shown in the systemat-ics of the lean production tools, the historical aspect of the 5S method creation is reflected. Produced content analysis used in the method of 5S terms: subject, workspace, workplace and work area. There is international and Russian experience in implementing the 5S method in the health sector. With specific examples of the implementation of the 5S method in medical organizations, the possibilities of the lean production method in improving working conditions and increasing the productivity of medical personnel, as well as improving the quality of medical services, are shown.
Дан анализ внедрения методики бережливого производства в сферу здравоохранения, которая трактуется как сфера услуг в современном обществе. Отмечено, что применение «лин-культуры» в медицине дает возможность оказывать медицинские услуги потоковым методом с использованием логистических технологий. Представлены различные подходы к понятию «качественная медицинская помощь». Сгруппированы основные компоненты качества медицинской помощи и определены составляющие его структуры. Указано, что на основе механизма формирования инновационного бизнес-процесса в сфере здравоохранения управленческие инновации реализуются за счет применения инструментов бережливого производства, реинжиниринга бизнес-процессов, тем самым достигается медицинская, социальная и экономическая эффективность деятельности организаций. Раскрыта модель «бережливой поликлиники», сгруппированы технологические управленческие решения, выделены основные направления повышения качества медицинской помощи. Развитие проекта «Бережливая поликлиника» предполагает проведение анализа, объединяющего теоретические и практические направления медицинской деятельности в целях рационального распределения затрачиваемых ресурсов в системе оказания медицинской помощи населению. Исследованы практические аспекты применения проекта «Бережливая поликлиника» на базе детской поликлиники ГАУЗ «Краевая больница № 4» г. Краснокаменск Забайкальского края, что позволило сгруппировать технологические управленческие решения, основанные на факторах формирования потерь. Определен экономический эффект деятельности организаций здравоохранения от внедрения проекта «Бережливая поликлиника», который достигается за счет разработки и применения управленческих решений, влекущих за собой результативность работы, повышение качества медицинской помощи и улучшение экономической деятельности. Отмечено что технология бережливого производства базируется на непрерывном улучшении качества предоставления услуги и сокращении потерь, препятствующих эффективному управленческому процессу
FEATURES OF MANAGEMENT DECISIONS IN THE HEALTH CARE SYSTEM BASED ON THE PRINCIPLES OF LEAN PRODUCTION
The article is devoted to the analysis of the lean production methodology implementation in the sphere of health care, interpreted as a service sector in modern society. The use of “lean-culture” in medicine provides an opportunity of medical services streaming method with the use of logistics technologies. The article presents differentapproaches to the concept of “quality medical care”, the grouped main components of medical care qualityand the identified main components of its structure. On the basis of the innovative business process formationmechanism in the field of health care, management innovations are achieved through the use of lean productiontools, business process reengineering, thereby achieving medical, social and economic efficiency of organizations. The study revealed the model of “lean clinic”, grouped technological management solutions, identified themain directions of the medical care quality improvment. The development of the project “Lean hospital” meansassessing, combining theoretical and practical branches of medicine, in order to achieve efficient allocation ofresources in the provision of medical care to the population. The practical aspects of the project “lean polyclinic”on the basis of children’s polyclinic “Regional hospital № 4” in Krasnokamensk of the Transbaikal region werestudied, which has allowed to group technological management decisions based on the factors of formation oflosses. The economic effect of health care organizations from the implementation of the project lean clinic, whichis achieved through the development and application of management decisions that entail the effectiveness ofwork, improve the medical care quality and economic activity. Lean technology is based on continuous improvement of the quality of service and reduction of losses that impede the effective management process
Вопросы внедрения в практическую деятельность медицинских организаций концепции бережливого производства приобретают все большую актуальность. Это объясняется, в большей степени, потребностями современного общества и рыночной экономики. Существует опыт использования данной концепции в медицинской сфере в зарубежных странах и имеется небольшой опыт в отечественной практике. В данной статье представлен обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей результативность применения концепции бережливого производства, представлены данные практического внедрения в стоматологическую поликлинику. Все это позволило сформировать этапы внедрения бережливого производства в медицинские организации. В статье также дана характеристика методов бережливого производства, реализуемых на выделенных этапах, определены особенности медицинской сферы, затрудняющие внедрение в практику бережливого производства.
The issues of implementation of the concept of lean production in the practical activities of healthcare organizations are becoming increasingly important. This is primarily due to the needs of modern society and the market economy. This concept is broadly used in the medical field abroad, however, the experience of its use in domestic practice is small. This article presents an overview of foreign and domestic literature describing the effectiveness of the concept of lean manufacturing. The data of its practical implementation in a dental clinic is also presented in the article. All this made it possible to form the stages of implementation of lean production in medical organizations. The article also describes the methods of lean production, implemented at the selected stages, defines the features of the medical sphere, complicating the introduction of lean production into practice.
В статье рассматриваются понятие бережливого производства, внедрение программы «Бережливая поликлиника» на современном этапе развития здравоохранения, предлагаются варианты совершенствования действующей системы.
THE CONCEPT OF CAREFUL PRODUCTION IN HEALTH CARE: PROJECTS AND PROSPECTS
Demin, Alexey Yuryevich, Kasimova Chulpan Rishatovna
The article discusses the concept of lean manufacturing, the introduction of the program “Lean Po l-yclinic” at the present stage of development of health care, offers options for improving the existing system.
Цель. Проблемно-критически проанализировать особенности внедрения метода 5S бережливого производства в систему здравоохранения Российской Федерации.
Материалы. Использованы 33 источника отечественной и зарубежной литературы, включенных в базы данных РИНЦ, Scopus, Web of Science и PubMed.
Результаты. В статье детально описываются 5 последовательных шагов метода 5S бережливого производства по организации рабочего пространства, основанного на взаимосвязанных принципах. Метод 5S бережливого производства эффективно внедряется в отечественную систему здравоохранения с целью выявления и сокращения имеющихся потерь всех видов, а также предупреждения возникновения возможных потерь.
Специфика трудовой деятельности медицинского персонала и особенности законодательного регулирования в медицинских организациях сказываются на практическом применении отдельных шагов метода 5S. Использование метода 5S с учетом имеющейся нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения повысит управляемость рабочего пространства и создаст условия для эффективной работы медицинского персонала с учетом рекомендуемых принципов бережливого производства.
Aim. In this study, we carry out a problem and critical analysis of the process of implementing the 5S lean manufacturing methodology in the Healthcare System of the Russian Federation.
Materials. 33 Russian and foreign literature sources indexed in the RSCI, Scopus, Web of Science and PubMed databases were reviewed.
Results. This article scrutinizes 5 consecutive steps of the 5S lean manufacturing method for organizing a workplace. This method, which is based on interrelated principles, is being actively introduced into the Russian Healthcare System with the purpose of identifying, reducing and preventing various types of losses.
It is shown that the practical realization of the 5S method is hampered by the specifics of medical personnel work and the peculiarities of legislative regulation in RF medical organizations. The application of the 5S methodology, taking into account the existing regulatory framework in the field of healthcare, can increase the manageability of workplaces and create conditions for the effective work of medical personnel.
Подробнее