Вагонному хозяйству - бережливое производство!

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Бережливое производство в РЖД

В ОАО «РЖД» с 2010 г выполняется Программа поэтапного внедрения технологий бережливого производства. Целью программы является развитие производственной системы Компании и повышение ее эффективности за счет применения инструментов бережливого производства, направленных на выявление, сокращение и устранение потерь (т.е. затрат, не добавляющих ценностей) в перевозочном процессе, в процессах ремонта и эксплуатации инфраструктуры, подвижного состава, в сфере материально-технического обеспечения и в других процессах.

В соответствии с принципами бережливого производства устранению подлежат так называемые «скрытые потери», т.е. затраты, не отражаемые явно (или отражаемые не в полном объеме) в существующих системах учета. Поэтому наряду с традиционными интегральными показателями производственной деятельности (такими как производительность труда, коэффициент использования оборудования, себестоимость, качество и т.д.) при оценке эффекта от внедрения бережливых преобразований следует рассматривать суммарную стоимость потока создания ценности, время цикла и время добавления ценности, эксплуатационную готовность оборудования, количество внедренных предложений по улучшению.

Основные направления внедрения одной из систем бережливого производства — системы «5S» — являются качество, безопасность, производительность. На первом этапе освоения технологий бережливого производства в подразделениях вагонного хозяйства железных дорог внедряется система «5S». Она включает в себя проведение следующих мероприятий в технологических процессах технического обслуживания вагонов на ПТО:

  • сортировка — отделение предметов, которые необходимы для работы и хранение их в определенном месте и в нужном количестве;
  • рациональное размещение предметов — возможность быстро найти предмет и вернуть его назад;
  • уборка рабочего места — соблюдение уборки и чистоты на рабочем месте, устранение неисправностей и выработка мероприятий по их предотвращению;
  • стандартизация — создание рабочих инструкций и правил, описывающих действия по организации рабочего места. Закрепление сфер ответственности каждого работника;
  • совершенствование — поддержание и совершенствование достигнутых ранее результатов.

В качестве пилотных подразделений вагонного хозяйства по внедрению технологий бережливого производства в 2011 г были выбраны эксплуатационные вагонные депо (ВЧДЭ) Восточно-Сибирской, Свердловской и Октябрьской железных дорог Работа началась с подготовки планов мероприятий по построению карт текущего состояния потоков создания ценностей, устранению выявленных потерь, сокращению непроизводительных затрат, построению карт будущего состояния потоков создания ценностей.

 

Мероприятия по бережливому производству в вагонном хозяйстве Восточно-Сибирской дороги

Улучшение процесса подготовки вагонов под погрузку на станции Кор-шуниха ВЧДЭ Тайшет (ТР-1)

Определены целевые показатели, разработаны карты текущего и будущего состояния потоков создания ценностей, разработаны мероприятия по переходу от текущего состояния процесса к будущему.

Итоговый экономический эффект в 2011 г, полученный от внедрения всех мероприятий бережливого производства на станции Коршуниха, составил 1806, 9 тыс. руб.

Итоговый экономический эффект от внедрения технологий бережливого производства в процесс обеспечения запасными частями ПТО и ТОР в 2011 г составил 81,4 тыс. руб.

Итоговый экономический эффект от внедрения технологий бережливого производства в процесс подачи вагонов на ремонтные пути ТОР в 2011 г составил 1594,8 тыс. руб.

Итоговый экономический эффект от внедрения технологий бережливого производства в процесс составления и пересылки рекламационных документов при ТР-2 в 2011 г составил 521,2 тыс. руб.

 

Мероприятия вагонного хозяйства Свердловской дороги

Проект внедрения технологии бережливого производства на пункте подготовки вагонов к перевозкам Асбест ВЧДЭ Каменск-Уральский ППВ Асбест — один из крупнейших пунктов подготовки вагонов к перевозкам. Оптимизируя производственный процесс на данном ППВ, открывается возможность внедрения технологии бережливого производства на других ППВ вагонного хозяйства Свердловской дороги.

Чтобы выявить потери времени на непроизводственные (вспомогательные) работы, проведен хронометраж выполнения работ на ППВ Асбест.

В процессе внедрения мероприятий бережливого производства был выполнен расчет финансовых потерь из-за нерационального использования времени непосредственно на ремонт. Было выбрано место для установки новой модульной компрессорной станции. На ППВ Асбест организовано изготовление пробок для тормозных цилиндров. Проведены обучение и аттестация девяти работников на право производства работ с помощью средств малой механизации.

До внедрения технологии бережливого производства установка монтажа-демонтажа крышек люков полувагонов на ППВ Асбест была на консервации. В настоящее время данный объект расконсервирован. На оборудовании проверена работоспособность основных узлов и агрегатов, проконтролирована комплектность, оформлены соответствующие документы, затем организована работа по правке крышек люков.

Закончены работы по установке дополнительного освещения между путями 1Т и 2Т. Дополнительно смонтировано 40 светильников типа ПКН. Для хранения накладок, уголков, прутков на ППВ Асбест изготовлены и установлены два контейнера.

Экономический эффект от внедрения технологий бережливого производства на ППВ Асбест за 2011 г составил 1025,3 тыс. руб.

 

Развертывание программы бережливого производства на Октябрьской дороге

Перед подразделениями вагонного хозяйства Октябрьской дирекции инфраструктуры были поставлены задачи развития методологии внедрения принципов бережливого производства, повышения эффективности своей деятельности. В 2011 г были установлены целевые показатели по внедрению бережливого производства в вагонном хозяйстве дороги.

Внедрение программы бережливого производства в прошлом году привело к положительным результатам.

Реализация Программы внедрения бережливого производства сопровождается рядом мероприятий.

Внедрение бережливого производства в ВЧДЭ Бологое

Внедрение проекта бережливого производства идет по нескольким направлениям.

Улучшение технологических процессов текущего отцепочного ремонта вагонов. Сокращено время непроизводительного простоя рабочей бригады.

Годовой экономический эффект, полученный от реализации проекта, составил 598,4 тыс. руб.

Передача информации по показаниям КТСМ. 

Годовой экономический эффект, полученный от реализации проекта, составил 970 тыс. руб.

Выполнение программы по ресурсосберегающим технологиям предусматривает снижение затрат на электроэнергию. Полученный в результате внедрения проекта годовой экономический эффект составил 602 тыс. руб.

 

Новые мероприятия по внедрению технологий бережливого производства

На основе опыта внедрения технологий бережливого производства, полученного в вагонном хозяйстве Восточно-Сибирской, Свердловской и Октябрьской дорог, выполняются мероприятия по созданию рабочих групп для освоения таких технологий в вагонном хозяйстве других дорог.

Прежде всего, изучается нормативная база ОАО «РЖД» по внедрению бережливого производства. Планируются мероприятия по освоению инструментов бережливого производства в структурных подведомственных подразделениях. Службам, в первую очередь, поставлены конкретные практические задания по контролю за приведением к нормативному состоянию основных технологических процессов:

Фото С.В. Гусева

Президент ОАО РЖД В.И. Якунин (слева) вручает начальнику Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Д.Н. Лосеву диплом за победу коллектива управления в номинации Лучшее подразделение в проекте Бережливое производство ОАО РЖД в 2011 г.

Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин (слева) вручает начальнику Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Д.Н. Лосеву диплом за победу коллектива управления в номинации «Лучшее подразделение в проекте "Бережливое производство” ОАО "РЖД”» в 2011 г.

 
На расширенном заседании Правления ОАО РЖД старший вице-президент Компании В.А. Гапанович (слева) и президент В.И. Якунин вручили диплом победителя начальнику эксплуатационного вагонного депо Тайшет Восточно-Сибирской дороги А.Е. Папкову

На расширенном заседании Правления ОАО «РЖД» старший вице-президент Компании В.А. Гапанович (слева) и президент В.И. Якунин вручили диплом победителя начальнику эксплуатационного вагонного депо Тайшет Восточно-Сибирской дороги А.Е. Папкову

Ежедекадно рабочие группы анализируют поступающие предложения от работников и специалистов вагонного хозяйства. На их основе подготавливаются материалы по улучшению действующих технологических процессов, которые рассматриваются ежемесячно на заседании в присутствии руководителя рабочей группы.

 

Участие в конкурсе «Лучшее подразделение в проекте "Бережливое производство в ОАО "РЖД"»

В документе «Стратегия развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года» в качестве основных инструментов для достижения стратегических целей по оптимизации производственных процессов определены методы бережливого производства и внедрение системы менеджмента качества.

Издано Положение о конкурсе «Лучшее подразделение в проекте "Бережливое производство в ОАО "РЖД"».

В процессе проведения смотра представляются конкурсные работы — презентация выполненных мероприятий и достигнутых результатов внедрения инструментов бережливого производства. В презентации знакомят с технологическими процессами, которые были улучшены.

Победителями признаются структурные подразделения, которые представили наиболее системный подход к внедрению бережливого производства и получили наибольшие баллы в соответствии с критериями определения лучшего подразделения проекта «Бережливое производство в ОАО "РЖД"».

7 декабря 2011 г, впервые в Компании, путем интерактивного голосования в режиме реального времени на видеоконференции были определены призеры конкурса по трем номинациям: «Лучшее подразделение», «Лучшая дирекция», «Лучшая железная дорога».

В голосовании приняли участие эксперты — представители центральной конкурсной комиссии (руководители функциональных филиалов ОАО «РЖД») и территориальных конкурсных комиссий (руководители железных дорог).

По результатам голосования в номинации «Лучшее подразделение» в вагонном хозяйстве первое место заняло вагонное эксплуатационное депо Тайшет Восточно-Сибирской дороги.

Исходя из балльной оценки подраз-делений-финалистов, с учетом качественных результатов применения технологий бережливого производства были определены лучшие функциональные дирекции. Первое место было присуждено Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».

Как отметил президент Компании В.И. Якунин, выступая на проходившей 22 ноября 2011 г в Нижнем Новгороде региональной школе по обмену опытом на тему «Внедрение технологий бережливого производства в ОАО "РЖД"», создание и внедрение инновационных технологий является колоссальным ресурсом для повышения эффективности железнодорожного транспорта, значимости и конкурентоспособности железных дорог

Проект внедрения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД», реализуемый в соответствии со Стратегией инновационного развития ОАО «РЖД» и Корпоративной системой управления качеством, стал одним из важнейших направлений программы перспективного развития Компании. За счет использования современных инструментов бережливого производства в подразделениях производственного блока ОАО «РЖД» созданы необходимые условия для технологической модернизации и перехода на инновационный путь развития.

На сегодняшний день проведена масштабная работа по формированию команды проекта, системы управления и мотивации персонала предприятий. Работа развернута в структурных подразделениях, расположенных на всех железных дорогах, в том числе в 39 подразделениях вагонного хозяйства.

В 2011 г проведено 9 тематических видеоконференций по всем направлениям хозяйственной деятельности, что позволило продемонстрировать пилотным предприятиям конкретные примеры улучшения технологии работы с использованием инструментов бережливого производства.

Перед участниками проекта «Бережливое производство» стоит жизненно важная для развития Компании задача — выработать механизм, который позволит ей системно развивать свой потенциал в области улучшения технологических процессов, сокращения непроизводительных потерь и повышения качества выполняемых работ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить