Технологические инновации и бережливое производство

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

На самом высоком уровне государства объявлена политика инновационного развития экономики. Инновации считаются точкой роста экономики. Мне кажется, в этом есть нестыковка с пониманием качества на наших предприятиях. Известно, что концепция качества прошла 4 этапа развития:

  1. качество как соответствие стандартам,
  2. как соответствие требованиям потребителя,
  3. качество товара как соответствие ценности для потребителя
  4. как соответствие скрытым требованиям потребителя.

Очевидно, что в целом по стране, уровень развития организации производства у нас соответствует переходу от первого ко второму уровню понимания концепции развития качества.

Каждый новый уровень понимания качества сопровождается соответствующим уровнем развития производства. Особенно большие изменения произошли при переходе к пониманию качества, включая требования по его ценности для потребителя. Это потребовало введения совершенно нового подхода, основанного на том, что контролировать нужно не только качество продукции, но и качество процессов, чтобы добиться меньшей их вариабельности. Учет требований потребителей по снижению стоимости также привел к необходимости сокращения потерь в бизнес процессах (действий, не создающих ценности с точки зрения потребителя). Это привело к необходимости совершенно по новому организовать управление производством: реализация принципа вытягивания, поставок точно вовремя, сокращения производственного цикла, повышение гибкости производств, сокращение партий продукции и т.д. Все это вместе теперь называется «бережливое производство» и фактически является философией современного бизнеса. Четвертый этап развития концепции качества, понимание его как соответствие скрытым требованиям потребителя, есть выражение того факта, что чтобы компания в современном мире могла существовать постоянно, ей необходимо быть инновационной, в постоянном режиме выявляя скрытые потребности своих клиентов и предлагая новые, или измененные товары и услуги.

Но может ли предприятие, без понимания качества, соответствующего второму этапу (соответствие требованиям) и третьему (соответствие требованиям включая стоимость) сразу работать на четвертом уровне понимания качества?

Может, но недолго. По одной простой причине: вы не сможете обеспечить тот уровень себестоимости, который обеспечат передовые предприятия мира. Завтра же кто то из них начнет производить вашу новинку намного дешевле. И будет сокращать стоимость на 10% каждый год (стандарт для японских предприятий). Так что лучше сразу разместить производство за рубежом. И заметьте: сделать это надо не потому, что там рабочая сила дешевле, а потому, что там производительность выше,выше понимание понятия «качество», выше культура производства.

Обратимся к наблюдениям за управлением предприятием, когда в дополнение к установленной СМК принимается решение применять дополнительные управленческие технологии. Установлено, что представитель высшего руководства предприятия в области качества не участвует в этом решении. Установлено, что противопоставление TQM и"бережливого производства" стало повсеместным явлением в практике управления промышленным предприятием. Обычно на предприятии существуют отдельные организационные подразделения, одна из которых занимается модернизацией управления в области качества,включая вопросы внешней сертификации, а другая - вопросами модернизации производственной системы посредством внедрения элементов "бережливого производства".

Ведущие игроки рынка услуг в области применения современных управленческих технологий, как в вопросах применения TQM (консультанты и органы по сертификации), так и в вопросах "бережливого производства" (консультанты и провайдеры) часто молчаливо или прямо поддерживают такое разделение и изоляцию. Если взглянуть на итоговый отчет аудиторов органа по сертификации, то наличие элементов"бережливого производства" традиционно получает высокую аудиторскую оценку как сильная сторона управления предприятием.Однако, не находится ни одного отчета, который бы обращал внимание руководства аудируемых предприятий на риски снижения эффективности от организационного деления и параллельного проведения модернизации систем управления на базе TQM и "бережливого производства".

Апологеты "бережливого производства" в лице консалтинговых компаний, оказывающих услуги по внедрению "бережливого производства", прямо говорят о необходимости разделения производственной системы Лин и системы управления качеством.

Такое разделение является серьезной управленческой ошибкой, и самое главное, приговором всей программе модернизации производственного управления.

Не секрет, что многие проекты по внедрению "бережливого производства", "6 сигм", всеобщей оптимизации производства и других современных технологий не имеют развития на российских предприятиях. В большей части останов проектов можно объяснить некоторой конкретной ситуацией на конкретном предприятии с уникальным контекстом, в котором реализовывались эти проекты. Любой проект организационных и технологических преобразований поджидает достаточно рисков и опасностей. Многое определяется суммой обще организационных факторов, их сочетанием в конкретный момент на том или ином предприятии. Представляется, что в самих основах "бережливого производства" заложены принципы, которые предъявляют особые требования к управлению предприятиями. Эти принципы, часто игнорируются или внедряются половинчато. Со временем они перестают работать и в сочетании с иными дополняющими обстоятельствами,приводят к фактическому останову проектов. Имеются ввиду принципы,которые делают "бережливое производство" уникальной системой улучшения производительности, себестоимости и качества. Следует отметить, что большая часть принципов сочетается с принципами,заложенными в технологии TQM

Вывод: прежде чем нацеливать экономику на технологические инновации, нужно провести изменение в умах организаторов наших производств, привить им философию бережливого мышления.

Список литературы:

1. Анцев В.Ю. Всеобщее управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 220501 Упр.качеством / В. Ю. Анцев, А. Н. Иноземцев. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - 243с.

2. Ревенков А.Н. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 как фактор обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке //Стандарты и качество. 2006. №6. С. 46-48.

3. Российский бизнес под знаком качества // Методы менеджмента качества. 2006. №10. С. 4-8.

4. Руководство для организаций-участников конкурса 2004 года // Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. - М.: Госстандарт России, 2003. - 575 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить