Создание клиента заключается в его привлечении и удержании. Нового клиента, в первую очередь, привлекает имидж организации. Имидж - это специально созданный образ. Поэтому здесь очень важна рекламная деятельность, которая является отдельным объектом изучения и конструирования. Однако отметим, что лучшей рекламой является удовлетворенный клиент, который способствует формированию положительного имиджа учебного заведения и привлекает внимание потенциального клиента. Клиента интересует качественная продукция и качественное обслуживание. В данном случае это качественная образовательная услуга, т.е. востребованные на рынке труда компетенции хорошего уровня, и ее качественное предоставление, включающее организацию процесса обучения, инфраструктуру и организационную культура учебного заведения. Все из перечисленного является компонентами, из которых складывается деловая репутация. Поэтому имидж, за которым не кроется добротная деловая репутация, быстро теряет свою привлекательность. Цель наших предложений - укрепить деловую репутацию вуза, используя инструментарий современного менеджмента.

Реализация образовательной программы (ОП) по любом/ направлению подготовки бакалавров и магистров -процесс большой и сложный, поскольку он состоит из множества взаимосвязанных процессов [I]. Для эффективного управления образовательным процессом в вузе, который является ключевым компонентом образовательной программы (ОП), предлагается воспользоваться инструментарием современного менеджмента: 

  • процессным подходом, который позволяет представить реализацию образовательного процесса (ОПр), или учебного процесса, в виде поточной модели [2]. Достоинства такой модели заключаются в следующем:
  • S наглядность. На модели можно представить все составляющие образовательной программы, вплоть до единичного вида занятия по каждой дисциплине, причем во взаимосвязи. Степень детализации зависит от поставленной задачи;
  • S стабильность и относительная простота. Составляющие образовательной программы определены ФГОСами и учебными планами, которые не меняются на протяжении нескольких лет, а их изменения не являются радикальными;
  • аппаратом сетевого планирования и управления (СПУ) [3], поскольку ОПр четко делится на временные отрезки, равные семестру, и имеет четкое начало (зачисление студентов) и четкое окончание (защита ВКР). Кроме того, сетевой график (СГ) имеет очень удобную характеристику, называемую «критический путь», которая позволяет оценивать СГ в разных единицах. Поэтому поточную модель реализации образовательной программы целесообразно представить в виде СГ;
  • концепцией бережливого производства [4], важнейшей составляющей которой является выявление и предупреждение потерь в контролируемом процессе. На четко структурированной сетевой модели очень удобно выявлять участки потерь;
  • методологией управления проектами (УП) [2], которую в последние годы стараются распространить и на вузы. В УП центральное место занимают вопросы создания и работы команд, поскольку, каким бы совершенным ни был проект, он сам не реализуется. Его реализует команда, которая принципиально отличается от просто рабочей группы [5]. 

Представлены конструктивные предложения по построению сетевой модели образовательной программы; расчету критического пути и выявлению участков, на которых произошли потери; порядку формирования команд и организации их работы.

Предложение по построению поточной модели образовательной программы в виде сетевого графика

Одна из особенностей реализации образовательной программы по направлению в том, что он стабилен по составу базовых элементов столько лет, сколько действует текущий образовательный стандарт. Состав вариативной части хотя и может меняться, но не часто. Поэтому структура модели процесса реализации образовательной программы по направлению, построенная с помощью любого инструмента, довольно стабильна. Все составляющие образовательной программы перечислены в учебном плане по направлению, где на каждый год обучения указаны изучаемые дисциплины и виды занятии по ним, практики, а также виды промежуточного и итогового контроля.

В качестве основного конструктивного элемента модели предлагаем взять модель образовательной программы семестра (рис. I или рис. 2).

Модель семестра с выделением видов занятий в дисциплине

Рис. 2. Модель семестра с выделением видов занятий в дисциплине: сплошная стрелка - j-ый вид занятий i-ой учебной дисциплины

Из конструктивных элементов рис. I можно построить укрупненную модель образовательной программы, и из конструктивных элементов рис. 2 - подробную. Выбор конструктивного элемента зависит от поставленной перед анализирующими учебный процесс задачи.

Четыре семестра конструктивные элементы будут следовать друг за другом без размножения, поскольку для всех групп студенческого потока одного направления учебный план один и тот же, а в начале пятого семестра, поток может разделиться на профили. Тогда от завершающего события четвертого семестра образуются несколько потоков, каждый из которых соответствует профилю. Сетевая модель профиля строится так же, как и сетевая модель направления. Другими словами, общая сетевая модель образовательной программы строится следующим образом:

  • сначала сетевые графики семестров с первого по четвертый сшиваются в сетевой график направления;
  • затем по тем же правилам строятся сетевые графики профилей (семестры с пятого по восьмой);
  • после этого сетевые графики профилей сшиваются с сетевым графиком направления.

Очевидно, что сетевой график семестров I -4, стабилен до тех пор, пока не изменятся ФГОС и учебный план для данного направления, а вот сетевой график семестров 5-8 вариативен и зависит от выбора студентов.

Предложение по оценке «работ» поточной модели образовательной программы в виде сетевого графика

Элементами, которые в СПУ называются работами, являются или дисциплины (рис. I), или виды занятий (рис. 2).

Работы, как известно, имеют количественное выражение в различных единицах в зависимости от содержания задачи, для решения которой построен сетевой график.

Для задачи оценки реализации образовательной программы предлагаем три варианта оценки работ:

Вариант I. Оценивать в баллах, которые характеризуют качество исполнения отдельного вида занятия или дисциплины в целом, что зависит от выбора конструктивного элемента (рис. I или рис. 2);

Вариант 2. Оценивать в единицах потерь контингента, произошедших из-за неудовлетворительного обучения по какой-либо дисциплине или по другим причинам, которые скрыты в формулировке «по собственному желанию». Первый вид потерь этой категории легко посчитать, сравнив приказы ректора с экзаменационными ведомостями. Что касается второго вида потерь, то тут нужен инструментарий мониторинга.

Вариант 3. Оценивать в денежных единицах. Эти потери легко определяются как «упущенные деньги» из-за потери части контингента.

Предложение по оценке поточной модели образовательной программы в виде сетевого графика

Оценивать исполнение образовательной программы предлагается, используя инструмент «критического пути». Идея расчета критического пути для сетевого графика образовательной программы заключается в определении суммарных потерь. Порядок расчета следующий:

  1. Сначала на каждом семестре для каждой дисциплины производится оценка по одному или по всем перечисленным вариантам.
  2. Затем выбирается дисциплина с наибольшим показателем потерь.
  3. После чего максимальные потери каждого семестра складываются.

Таким образом, при количественной оценке дисциплин (потери контингента или «упущенные деньги» из-за потери части контингента) расчет производится по формуле:

потери контингента или упущенные деньги из-за потери части контингента

где wn - величина количественной оценки i-ой дисциплины (количество студентов, отчисленных из-за неуспеваемости по этой дисциплине, или «упущенные деньги» из-за потери части контингента) на j-ом семестре (j= I......п).

При качественной оценке дисциплин (оценка в баллах) расчет производится по формуле:

оценка в баллах

где w(| - величина оценки i-ой дисциплины в баллах на j-ом семестре (j=l,.....п).

Реализовывать предложенный подход к расчету критического пути на сетевом графике образовательной программы предлагается в такой последовательности:

Этап № I. Базовый. Он состоит из следующих операций:

  • сначала построить сетевой график для каждого направления с учетом всех профилей данного направления, используя учебный график для направления и конструктивный элемент рис. I;
  • рассчитать качественные показатели всех работ (дисциплин) сетевого графика;
  • рассчитать критический путь по ф. I, исходя из худших по качественным показателям дисциплин. Таким образом, можно определить участки риска, где могут произойти количественные потери, и заранее предпринять корректирующие действия.

Этап NB 2. Рабочий. Он состоит из следующих операций:

  • для каждого семестра следует построить модель, используя конструктивный элемент рисунка 2;
  • в конце семестра определяют худшую работу (дисциплину) по количественным и качественным показателям.

Предложение по управлению поточной моделью образовательной программы в виде сетевого графика

Управление поточной моделью образовательной программы предлагаем поручить команде в том ее смысле, который в нее вкладывает методология управления проектами (УП).

Предлагаем следующую структуру команды управления поточной моделью образовательной программы: штаб и рабочие команды.

Штаб является мозговым центром. Он должен состоять из грамотных и творчески мыслящих методистов. В его состав входят руководитель штаба и члены штаба (не более семи). Задачи штаба: разрабатывать и претворять в практику методические вопросы управления образовательной программы; строить поточные модели образовательной программы; руководить рабочими командами; анализировать собранные ими данные; разрабатывать корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Рабочие команды собирают данные о ходе образовательной программы на факультетах.

Если реализовать предложения авторов по созданию поточных моделей образовательной программы в виде сетевого графика и управлению ими, то легче будет определять точки реальных и потенциальных потерь и осуществлять корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Литература

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ДжЛодон, КЛодон. Управление информационными системами. - М.: Питер, 2005. - 910 с.
  3. Губин Н.М., Добронравов АС., Дорохов Б .С. Экономикоматематические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи. - М.: Радио и связь, 1993. - 377 с.
  4. Майкл Л.Джорж. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 400 с.
  5. Харви Роббинс, Майкл Финли. Почему не работают команды. - М.: Добрая книга, 2005. - 304 с.
Добавить комментарий