Бережливое производство как метод повышения эффективности производства на предприятии

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

Кредо «качество - прежде всего» требует приверженности руководства, потому что менеджеры, стремясь удовлетворить требования к поставке или сокращению расходов, часто склонны к компромиссам. При этом они могут принести в жертву не только качество, но и жизнеспособность всего бизнеса. [Масааки Имаи. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 315 с.]

Совсем не новым является подход бережливого производства. В мировой практике он успешно используется уже несколько десятилетий, однако в России до сих пор не получил достаточного признания.

Целью данной работы является исследование необходимости внедрения системы бережливого производства для повышения качества управления предприятием и качества выпускаемой продукции.

Бережливое производство - это комплексный подход, который включает в себя оптимизацию процессов, обеспечение управленческой инфраструктуры и изменение образа мышления и поведения сотрудников.

В основе бережливого производства лежат следующие принципы:

1. Определение ценности произведенного продукта/ услуги. Ценность может определяться только ее конечным потребителем.

2. Принцип разделения ценности продукта на три категории:

а) действия, за ценность которых готов платить потребитель;

б) действия, которые не создают ценность, но за которые готовы платить собственники предприятия;

в) действия, которые не создают ценность, но за которые вынуждены платить и собственники, и сотрудники предприятия.

3.Управление    движением потока создания ценности от производства изделий «партиями» и «очередями» к производству ценности каждого единичного продукта.

4. Применение технологии «вытягивания продукта» потребителем.

5. Непрерывная    оптимизация, совершенствование и обеспечение прозрачности работы всех участников процесса производства.

Основные понятия, которые не только нужно понять управленцам перед тем, как внедрять систему бережливого производства у себя на предприятии, но и поставить их превыше всего, менеджмент должен быть выстроен на данных столпах.

Понятие ценность в разных контекстах можно трактовать по-разному. Ценность в данном случае - это личное ощущение потребителя, что продукция или услуга доставлена ему в нужное время и в нужном месте (just-in-time).

Не менее важная составляющая - это потери. Потери представляют из себя любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.

Основные виды потерь

Рис. 1 Основные виды потерь

Приведем примеры: выпуск товаров в то время, когда на них пока не появился спрос, пролеживание деталей, лишняя транспортировка материалов, наличие сверх необходимой нормы запасов, производство брака, ненужное перемещение персонала (поиск документов либо деталей).

Следует уделить особое внимание такому понятию как время такта - это время работы производства (рабочая смена), которое делится на скорость, с которой потребитель хочет получить свой товар. Предположим, что потребитель хочет ежедневно получать по 60 изделий, в то время как завод работает по 360 минут в одну смену, то время такта будет равно шести минутам. В том случае, если покупатель хочет получать по 2 продукта в месяц, то время такта будет равно шести неделям. Время такта регулирует скорость работы производства, которая соответствует спросу.

Необходимо внедрение реинжиниринга на производстве - это радикальное улучшение процессов, которое направлено на уничтожение потерь. Например, можно так организовать процесс обработки продукта, при котором продукт проходил бы через все производственные этапы в одном месте, вместо того, чтоб метаться между «процессными деревнями».

Достаточно распространенное понятие кайдзен, то есть непрерывное совершенствование, которое уже давно действует на многих всемирно известных предприятиях (Toyota, Samsung, General Electric, Boeing и др.)

Бережливое производство позволяет выявить действия, которые действительно добавляют ценность продукту и те, действия, которые никакой ценности не имеют. Это помогает избавиться от ненужных операций, которые связаны лишь с затратами. С помощью данного инструмента мы можем избавиться от скрытых потерь.

Как подготовить предприятие и как внедрить систему «бережливого производства»?

Руководству необходимо показывать пример своим подчиненным, также грамотно управлять и обучать свой персонал.

Вовлекать коллектив на всех уровнях, строить отношения на последовательной коммуникации, которая объясняет и продвигает новый способ работы.

Также руководству необходимо развивать среди сотрудников энтузиазм по отношению к идее бережливого производства с самого начала запуска проекта. Необходимо создать глубокое понимание программы бережливого производства.

В первую очередь необходимо изменить мышление, то есть ошибочное представление о потерях и ценности.

Нужно обеспечить эффективную поддержку со стороны отделов IT, HR, финансовых, маркетинговых.

Требуется создание централизованного управления и выделение ресурсов, для лучшего результата - это 1-1,5% штатного состава работают над программой бережливого производства.

В заключении необходимо отметить, почему в российских компаниях не только желательно, но и так необходимо внедрение бережливого производства. Можно выделить основные причины - высокая себестоимость продукции, низкое качество продукции, устаревшие технологии, устаревшее оборудование, высокая энергоемкость, высокая затратность производства, нарушение сроков поставок, нехватка квалифицированного персонала. На данный момент в Республике Татарстан уже ведется работа по популяризации данной системы н предприятиях республики.

Литература:

  1. Масааки Имаи. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 265 с.
  2. Джордж М. Бережливое производство + шесть сигм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 221 с.
  3. Малюк В.И., Немчин А.М. Производственный менеджмент. СПб.: ПИТЕР, 2008. - 410 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить