Применение концепции бережливого производства к вспомогательной подсистеме промышленного предприятия

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

Авдеева Е.С.

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС, Саратов, Россия

Введение

Внедрение бережливого производства на промышленных предприятиях - один из трендов отечественного экономического развития. Однако все разработки, касающиеся бережливого производства, относятся в основном к цехам основного производства и управленческим структурам предприятия. Это происходит в связи с тем, что именно в подсистемах основного производства создается ценность, за которую потребители готовы платить деньги. При этом некоторые предприятия решают внедрить инструменты бережливого производства сначала в основное производство, а потом уже во вспомогательные подсистемы. Мы считаем, что данный подход в корне неверный, так как, во-первых, предприятие - это единая система, которая нуждается в комплексном, системном подходе. Во-вторых, согласно философии TPS, завершить внедрение бережливого производства невозможно, так как основной его принцип - непрерывное совершенствование. Вспомогательные подразделения не в меньшей, а иногда даже в большей степени нуждаются в подобных организационных нововведениях. Дело в том, что, с точки зрения бережливого производства и классификации «муда», именно эти затраты относятся к тем, которые не создают ценности. Если рассматривать вспомогательную подсистему, то там поток создания ценности не изучен и непонятен, так как конечного продукта, предназначенного для внешнего потребителя, эти структуры не создают.

Различные аспекты ремонтно-технического и инструментального обслуживания производства получили разработку в ряде научных работ отечественных и зарубежных ученых: Р.З. Акбердина [1] (Akberdin, 1993), Б.В. Власова, М.В. Ворониной, В.С. Вострикова, В.Т. Денисова [2] (Denisov, Kireev, Nazareva, Reznik, 2006), И.А. Дубровина, А.Н. Жигалова, В.В. Кафарова, Г.Ф. Киселева, М.Е. Кунявского, В.П. Мешалкина, К.П. Муренина, Н.И. Поливанова, И.И. Поникарова, А.Н. Филипова, Э.И. Шкловского, М.О. Якобсона, J. Brown, A. Kelly, L. Munts, G. Nemec, K. Roth и др.

Различные аспекты бережливого производства получили разработку в ряде научных работ: Э. Деминга, Д. Джурана, А. Фейгенбаума, К. Исикавы, Г. Тагути, С. Синго, Ф. Кросби, Т. Питерса, Т. Ферару [3] (Feraru, 2017), М. Вайдера [4] (Vayder, 2005), Д.П. Вумека [5] (Vumek, Dzhons, 2005), Д.Т. Джонса и И. Масааки [6] (Masaaki, 2005).

Цель исследования - изучить необходимость внедрения элементов бережливого производства к вспомогательной подсистеме промышленных предприятий.

Гипотеза исследования - элементы бережливого производства на российских промышленных предприятиях необходимо внедрять системно и комплексно во все подсистемы предприятия, так как во вспомогательных подсистемах производится необходимый для производства инструмент, который не имеет аналогов у отечественных производителей, а следовательно, участвует в создании ценности.

Если проанализировать работу типичного предприятия с этой точки зрения, то получается, что действия, добавляющие ценность продукту на всех стадиях, составляют всего лишь 5-10%, а 90-95% - не добавляют ценности, т.е. являются потерями [1] (Akberdin, 1993). При этом потери - не только брак, но и любая деятельность, потребляющая ресурсы, но не приносящая прибыль: перепроизводство, простои оборудования и персонала, ремонт, избыточные этапы обработки из-за несовершенства процессов, излишек материально-технических запасов, неполное использование интеллектуальных ресурсов, неоправданные расходы на закупку и обслуживание лишних станков, аренду площадей, перевозку и хранение деталей.

Все это еще раз доказывает необходимость внедрения концепции бережливого производства применительно к вспомогательным подсистемам предприятия.

По классификации муда бывают двух видов [7] (Vumek, Dzhons, 2005):

1. Не создающие добавленной стоимости:

  • операции, не создающие добавленной стоимости, но необходимые в ряде случаев: время переналадок, транспортировка, микростопы и пр;
  • операции, не являющиеся обязательными для клиентов и не создающие добавленной стоимости: брак, переработка, запасы.

2. Создающие добавленную стоимость, то есть затраты, которые клиент готов покрывать: этапы сборки, модификация продукта.

Рассмотрим структуру трудозатрат основного и вспомогательного производств одного из промышленных предприятий - производителей авиакомпонентов Саратовской области (табл. 1). Предприятие относится к разряду крупных, созданных в середине прошлого века с налаженным технологическим процессов. Кроме этого, оно является поставщиком одной из значимых отраслей российской экономики - авиастроения, а следовательно, влияет на ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Затраты труда основных производственных рабочих составляют около 42%, в то время как затраты вспомогательной подсистемы 55-58%. При этом категория прочих вспомогательных рабочих составляет 33-36% от общего количества вспомогательных трудозатраты рабочих основного и вспомогательных производств

Удельный вес затрат труда рабочих:

%

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

ОПР

%

41,93

44,73

43,57

42,83

Все категории вспомогательных рабочих, в том числе:

%

58,07

55,27

56,43

57,17

а) ремонтные рабочие:

%

6,87

4,90

4,72

4,76

- станочники

%

0,48

0,42

0,45

0,30

- слесари

%

3,57

3,06

3,02

2,98

- такелажники

%

1,78

1,25

1,08

0,07

б) инструментальные рабочие

%

7,40

5,67

5,41

4,80

- станочники

%

3,51

2,54

2,46

2,75

- слесари

%

2,23

1,74

1,63

1,82

в) нестандартное оборудование

 

0,89

0,87

0,87

1,08

г) прочие вспомогательные рабочие

%

33,22

34,38

36,20

36,79

Итого

 

100

100

100

100

Источник: составлено автором.

рабочих. Как показывает практика, руководители предприятий часто и не представляют, какие работники относятся к этой категории и каковы их функции. Таким образом, большая часть трудозатрат относится к подразделениям, которые явно в создании ценности для потребителя не участвуют. То есть их затраты непонятны потребителям и платить за них они не согласны, - это муда. Причем ремонтная, инструментальная подсистема и производство нестандартного оборудования в целом в структуре вспомогательных подразделений составляют около 15%, большая же часть муда относится к категории прочих вспомогательных рабочих.

Рассмотрим также общую структуру организации, то есть всех ее работников и подсистем: производство, управление, вспомогательные подразделения (табл. 2) [8] (Reznik, Avdeeva, Reznik, Denisov, 2016).

Так, категория, производящая ценность для потребителя, а именно основные производственные рабочие, составляет по анализу четырех лет в среднем около 30%. Все остальные затраты приходятся на управляющую подсистему (33-35%), причем ее доля неуклонно растет, а также вспомогательную подсистему (36-38%). При этом категория прочих вспомогательных рабочих в общих трудозатратах составляет 22-24%.

Таким образом, операции, которые осуществляет вспомогательная подсистема, -это операции, не создающие добавленной стоимости, которые являются как явными, то есть понятными для клиентов и необходимые в ряде случаев, так и неявными. И, следовательно, по принципам бережливого производства, от неявных, как от не создающих добавленной стоимости и непонятных и необязательных для клиентов, надо максимально избавиться, так как именно они являются утяжеляющим фактором при формировании себестоимости выпускаемой продукции. Не зря в трудах многих советских ученых, посвященных проблемам вспомогательных производств, в качестве путей совершенствования управления ими и удешевления производимой продукции предлагается централизация выпуска изделий и кооперация как внутриотраслевая, так и межотраслевая. Однако, с другой стороны, подсистемы вспомогательного производства, а именно ремонтная, инструментальная и производство нестандартного оборудования, являются необходимыми для отечественных промышленных предприятий, особенно предприятий радиоэлектроники, приборостроения, авиастроения и пр. Это связано с утратой кооперационных связей между ними и предприятиями - производителями инструмента, ремонтными структурами и пр. Иногда отечественных аналогов необходимого инструмента и оборудования не существует. Поэтому данные затраты являются обоснованными и необходимыми, но все же непонятными для конечного потребителя.

Поэтому основная задача на сегодняшний день - это работа по поиску муда во всех подсистемах предприятия, но в первую очередь, как показал анализ, в системах вспомогательных производств.

По сути, поиск путей избежания в процессе проектирования и производства продукции муда, то есть потерь, - это поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия и его подразделений.

Таблица 2

трудозатраты работников предприятия

Удельный вес затрат труда подсистем предприятия

%

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

I. ОПР

%

27,80

29,63

28,83

27,74

II. Все категории вспомогательных рабочих

%

38,51

36,61

37,34

37,03

А) ремонтные рабочие

%

4,56

3,25

3,12

3,08

- станочники

%

0,32

0,28

0,30

0,19

- слесари

%

2,37

2,03

2,00

1,93

- такелажники

%

1,18

0,83

0,71

0,05

Б) инструментальщики

%

4,91

3,75

3,58

3,11

- станочники

%

2,33

1,68

1,63

1,78

- слесари

%

1,48

1,15

1,08

1,18

- транспортные рабочие

%

2,58

2,53

2,30

2,26

- контролеры

%

3,85

3,73

3,81

4,05

В) прочие вспомогательные рабочие

%

22,03

22,77

23,95

23,83

Г) нестандартное оборудование

%

0,59

0,58

0,57

0,70

III. Управленческий персонал

%

33,68

33,76

33,83

35,22

Исходя в том числе и из принципов бережливого производства, то есть ресурсосбережения, а также инновационной направленности в экономике, на наш взгляд, необходимо выделять следующие категории резервов (табл. 3):

  1. Муда, или упущенные производственные возможности - производственные потери.
  2. Инновационные резервы.

С точки зрения технико-организационных усовершенствований, резервы вспомогательной подсистемы промышленного предприятия можно подразделить на следующие группы (табл. 3):

1. Резервы повышения качества изделий, работ и услуг:

  • совершенствование конструкции деталей и узлов, проектируемых технологического оснащения и нестандартного оборудования;
  • унификация и нормализация деталей, работ и услуг, производимых в данных подразделениях;
  • применение современных материалов, обладающих лучшими физико-механическими свойствами;
  • совершенствование процессов проектирования на базе унификации и нормализации их рабочих элементов;

Таблица 3

Биды резервов вспомогательной подсистемы промышленных предприятий

 

Ремонтная подсистема

Инструментальная

подсистема

Подсистема производства нестандартного оборудования

Производственные потери

Перепроизводство Дефекты и переделка

   

 

Излишние внутренние перемещения и внешние транспортировки Излишние запасы Чрезмерная обработка

Внутрисменные простои, связанные с ожиданием

Инновационные резервы

1. Совершенствование технико-экономического уровня выпускаемой продукции

Повышение качества и стойкости оснастки

1. Совершенствование технико-экономического уровня выпускаемой продукции

 

 

Снижение норм расхода инструментов

 

 

2. Повышение технологического уровня производства

Внедрение новой и модернизация старой техники

1. Повышение технологического уровня производства

 

3. Повышение организационного уровня производства, в том числе и мотивация

Совершенствование организации труда и управления

2. Повышение организационного уровня производства, в том числе и мотивация

 

4. Повышение корпоративной культуры

Совершенствование организации системы инструментального производства

3. Повышение корпоративной культуры

 

2. Развитие технического уровня подразделений инженерной компоненты производственной инфраструктуры:

  • развитие технологии на базе внедрения нового оборудования;
  • совершенствование технологии на базе модернизации действующего оборудования.

3. Совершенствование уровня обслуживания производства:

  • совершенствование инструментального обслуживания;
  • совершенствование ремонтного обслуживания;
  • совершенствование производства нестандартного оборудования.

4. Развитие организационного уровня подразделений инженерной компоненты производственной инфраструктуры:

  • резервы совершенствования организации производственных подразделений инженерной компоненты производственной инфраструктуры: типизация технологических процессов, применение прогрессивного уровня производства технологической оснастки и ремонта оборудования, совершенствование системы учета и хранения инструментальной оснастки, совершенствование технологии проведения ремонтных работ (автоматизация, механизация и информационное обслуживание);
  • резервы совершенствования организации труда и управления: применять передовые методы труда, совершенствование организации рабочих мест, улучшение структуры кадров, системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификационного уровня.

5. Развитие социально-экономического уровня производства:

  • улучшение социально-бытового обслуживания работников;
  • улучшение условий труда для создания благоприятной производственной обстановки.

Необходимо четко разграничивать резервы внутрихозяйственные, которые обусловлены невыполнением плана или нерациональной разработкой / ошибкой при разработке норм. Сравнение фактических результатов выполнения плана с утвержденными в нем показателями дает возможность выявить уровень использования различных отклонений и принять соответствующие меры к их устранению.

Существует, однако, другая категория резервов, которые не связаны с внутрипроизводственными потерями - резервы, связанные с повышением технологического уровня и повышением организационного уровня производства. Эта группа резервов слабо поддается планированию, так как невозможно запланировать технологический прогресс и изменения в качестве сырья и материалов, связанные с инновациями в других отраслях народного хозяйства. Однако без этого вида резервов эффективно существовать и развиваться, предоставляя потребительскую ценность на рынок, невозможно. Именно на этих резервах строится инновационная экономика.

Первой группой резервов напрямую занимается концепция бережливого производства, то есть поиск внутрипроизводственных и внутрихозяйственных потерь и устранение их.

Для установления количественной величины резервов, связанных с ликвидацией потерь, необходимо определить, какие реальные возможности экономии производственных ресурсов не были использованы предприятиями или отдельными подразделениями. В связи с этим большое значение имеет учет потерь в производстве и раскрытие их причин. Таким образом, основным методом выявления резервов, связанных с сокращением и ликвидацией потерь, является метод сравнительного анализа техникоэкономических показателей работы предприятий и их звеньев. Этот метод включает как внутризаводские, так и межзаводские сравнения [9] (Denisov, 1973).

Однако он не дает возможности судить о том, насколько оптимально применяются производственные и научно-технические достижения в конкретных условиях конкретного предприятия. Принципы сравнения не позволяют открыть новые резервы повышения эффективности производства, порождаемые инновационной экономикой, не предусмотренные плановыми показателями. Таким образом, вторая группа связана со стратегическим планированием развития предприятия.

Заключение

Таким образом, на промышленных предприятиях основной ценностью для потребителя является технологический уровень представляемой продукции. Его можно достичь двумя путями:

  1. Покупка высококачественного оборудования. Но это оборудование по большей части является импортным, а при нынешнем соотношении рубля и ведущих мировых валют, высокой волатильности рубля, ставках по кредитам это становится крайне сложным для большинства отечественных предприятий.
  2. Модификация, наладка и выпуск собственного оборудования и инструмента.

Для следования по второму пути предприятию необходимо содержать большой штат рабочих вспомогательного производства, а именно работников ремонтных, инструментальных подсистем и подсистемы производства нестандартного оборудования, которые в целом составляют инженерную компоненту производственной инфраструктуры [2] (Denisov, Kireev, Nazareva, Reznik, 2006), способных осуществлять ремонт и переналадку имеющегося оборудования, а также производить необходимый инструмент. Следовательно, спецификой концепции бережливого производства для промышленных предприятий является инженерная компонента производственной инфраструктуры, которая предоставляет (вместе с производственной подсистемой) наибольшую ценность для потребителей. Но, с другой стороны, избыток персонала инженерной компоненты, как уже указывалось ранее, приводит к муда, то есть потерям и излишним тратам ресурсов, что увеличивает цену конечного продукта и делает его неконкурентоспособным. Таким образом, задача, которая стоит перед отечественными предприятиями в создавшихся политико-экономических условиях хозяйствования, - создание такой системы, где соотношение основных и вспомогательных рабочих будет наиболее оптимальным, а также избежание неявных потерь затрат живого труда.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Акбердин Р.З. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. / Уч. пос. - М.: ГАУ, 1993. - 193 с.
  2. Денисов В.Т., Киреев Д.В., Назарьева Н.А., Резник Е.П. Управление организационным развитием машиностроительных предприятий: теория, методология, практика. - Саратов: Издательство Научная книга, 2006. - 356 с.
  3. Ферару Г.С. Развитие lean-технологий на промышленных предприятиях РФ как одно из направлений повышения их конкурентоспособности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 2. - с. 168-176.
  4. Вайдер М. Инструменты бережливого производства. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  5. Вумек Джемс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  6. Масааки И. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  7. Вумек Д.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 473 с.
  8. Резник Е.П., Авдеева Е. С., Резник А.Е., Денисов Д.Д. Механизм управления инженерной компонентой производственной инфраструктуры предприятий. / монография. - Саратов: ИЦ «Наука», 2016. - 162 с.
  9. Денисов В.Т. Резервы повышения эффективности холодноштамповочного производства. / монография. - Издательство Саратовского университета, 1973. - 218 с.
  10. Белыш К.В. Комплексный подход к внедрению и оценке эффективности проектов по бережливому производству на промышленном предприятии // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - № 3. - с. 513-530. - doi: 10.18334/vinec8.3.39364.
  11. Штейнгольц Б.И., Ермашкевич Н.С., Панявина М.Л. Опыт внедрения концепции «бережливое производство» в структурных подразделениях Западно-Сибирской железной дороги // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - с. 1445-1452. - doi: 10.18334/eo.9.2.40638.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить