Материалы и методы: в процессе аналитической деятельности использовались методы анализа существующей системы профессиональной подготовки в вузе, наблюдения за результатами учебной практики, использования возможностей моделирования и проведения экспериментальной работы. Результаты исследования: в результате проведенного исследования было определено, что важным направлением устранения потерь в образовательном процессе является составление сопряженных учебных планов, позволяющих избежать повторного изучения ряда дидактических единиц при организации непрерывного обучения в системе «СПО - ВПО». Устранить возможность «выхода» из стен образовательного учреждения некомпетентного специалиста поможет организация объективного итогового контроля. Потери в обучении обусловлены наличием рассогласованности между запросами рынка труда и спектром направлений подготовки в образовательных учреждениях.
Обсуждение и заключения: обозначены возможности применения инструментов бережливого производства в организации «бережливого обучения»: проектирование процесса обучения, предотвращение «брака» в процессе подготовки специалистов, выстраивание «вытягивающей» системы подготовки по запросам работодателей, стандартизация учебного процесса и организация учебного места, визуализация учебного процесса. Выявлены возможные потери в организации учебной деятельности и рассмотрены пути их устранения.
Введение
Концепция бережливого производства (Lean production) становится все популярнее не только для устранения потерь на промышленных предприятиях. Она постепенно внедряется в сферу услуг, в том числе в медицину и образование.
Образовательный процесс можно приравнять к производству, где «продуктом» производства является обучающийся, которому добавляется «стоимость» в виде знаний, умений и уровня сформированных компетенций [1].
В качестве методологической основы исследования нами были проанализированы базовые литературные источники, в которых описываются основные принципы и инструменты бережливого производства, способствующие устранению потерь.
Основоположником концепции является японский инженер Т. Оно, который пришел к выводу, что достичь успешного результата возможно только при обеспечении качества на всех этапах производственного процесса [2].
Теоретики менеджмента Дж. Вумек и Д. Джонс изложили суть бережливого производства в виде следующих принципов.
- определить ценность конкретного продукта;
- определить поток создания ценности для этого продукта;
- обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта;
- позволить потребителю вытягивать продукт;
- стремиться к совершенству.
Максимальную выгоду от внедрения бережливого производства можно получить, если хорошо понять эти принципы и применять их в комплексе, тем самым обеспечив единство направления не только в производственной деятельности, но и в сфере оказания услуг, к которым относится образование [3].
Использование инструментов Lean в проектировании образовательного процесса учреждения профессионального образования делает возможным проанализировать те потери, которые тормозят его оптимизацию. В связи с этим уместным будет дать определение феномена «бережливого обучения».
Под «бережливым обучением» мы понимаем такую организацию учебного процесса, в ходе которой устраняются потери, влияющие на результативность обучения в системе профессионального образования.
С. И. Погребняк рассматривает систему организации учебного процесса через призму уже известных подходов и понятий философии бережливого производства с тем, чтобы, оттолкнувшись от них, сделать первый шаг в разработке системы LEAN + Training [4].
Система бережливого обучения как элемент любой бизнес-стратегии, реализующей принципы бережливого производства, направлена на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, в конкретном случае - производительности обучения.
Результаты исследования
Прежде всего обозначим те инструменты бережливого производства, которые свойственны феномену «бережливого обучения» [4]:
- бережливое проектирование процесса профессиональной подготовки («Точно в срок» - синхронизация передачи «продукта» с одной стадии подготовки на другую);
- предотвращение дефектов в обучающем (производственном) процессе («Пока ёкэ» - защита от ошибок);
- «вытягивающая» система подготовки кадров («Канбан» - своевременная поставка «продукта» в соответствии с запросами работодателя);
- система стандартизации учебного процесса;
- организация рабочего (учебного) места (система 5 S);
- визуализация образовательного процесса [5].
Объектом исследования в работе является процесс организации образовательной деятельности в учреждении профессионального образования. Предметом рассмотрения обозначено раскрытие содержания инструментов «бережливого обучения» и возможности их практического использования.
В процессе аналитической деятельности использовались методы анализа существующей системы профессиональной подготовки в вузе, наблюдения за результатами учебной практики, использования возможностей моделирования и проведения экспериментальной работы в рамках создания базовой кафедры на производственном предприятии «Дельта Технология» (г. Шадринск).
Раскроем содержание инструментов «бережливого обучения» и возможности их практического использования.
1. Бережливое проектирование процесса профессиональной подготовки. Задействован инструмент “Just - in -Time” - точно в срок [6]. В рассматриваемом контексте это означает, что при планировании внедрения основной профессиональной образовательной программы, например, в колледже необходимо предусматривать создание условий для получения профессионального образования на более высокой ступени обучения (в вузе). Здесь же речь идет о необходимости разработки согласованных учебных планов СПО и ВПО по одноименным направлениям подготовки [7].
На базе Шадринского государственного педагогического института заключены договоры о непрерывном обучении и согласованы учебные планы по таким направлениям, как например, «Профессиональное обучение (Экономика и управление)» - с Шадринским финансово-экономическим колледжем, Профессиональное обучение (Транспорт)» -с Шадринским политехническим колледжем. При такой организации учебного процесса не происходит дублирования содержания при изучении ряда дисциплин.
2. Предотвращение дефектов в обучающем (производственном) процессе. Дефектами в обучении является недостаточный уровень овладения обучающимися теми компетенциями, которые должны быть сформированы в результате изучения определенных учебных курсов. Инструмент «Пока ёкэ» (избегание ошибок) позволяет добиваться необходимого уровня усвоения знаний. Суть «защиты от ошибок» для студента - усвоение необходимого минимума объема содержания для продолжения профессионального бучения.
На практике реализация этого инструмента состоит в обязательном промежуточном и итоговом тестировании по основным базовым дисциплинам образовательной программы. Только успешно справившись с содержанием всех дисциплин учебного плана, обучающийся может претендовать на «выходе» из процесса называться специалистом. Важным является использование в образовательном процессе вуза методики организации практикумов по рабочей профессии непосредственно на производственных площадях: оборудован слесарный участок на базе ООО «Дельта Технология», в учебном процессе задействованы станки с ЧПУ и обучающими панелями немецкой фирмы GMB. Такая форма организации занятий способствует формированию навыков работы на современном оборудовании, что обеспечивает успешную последующую адаптацию наших выпускников в условиях реальной организации.
3. «Вытягивающая» система подготовки кадров. Если в производстве «вытягивающая система» связана с карточками Канбан («Канбан» - своевременная поставка продукта с одного процесса на другой), то в процессе профессиональной подготовки этот инструмент означает подготовку нужного количества востребованных работодателем специалистов. Обратное действие приводит к ненужным бюджетным расходам [8].
В связи с использованием этого «бережливого» инструмента существует целый ряд проблем, связанных с набором и подготовкой абитуриентов (студентов), определением в учебном заведении образовательных программ, по которым будет объявлен конкурсный прием (либо выпуск). В настоящее время в большинстве профессиональных образовательных учреждений существует «выталкивающая» система, когда готовятся не те специалисты и не по тем специальностям, в которых нуждается региональная экономика. В результате несогласованности между запросами рынка труда и образовательными учреждениями выпускники не могут достойно трудоустроиться вследствие дефицита рабочих мест. В то же время востребованные вакансии остаются открытыми из-за отсутствия специалистов. Вот на это и должно быть обращено использование инструмента «вытягивания продукта».
По этому пути строит свою работу по набору и реализации обучения Шадринский пединститут и местные профессиональные колледжи. Значительно снижены контрольные цифры приема по специальности «учитель русского языка», «учитель истории», профессиональное обучение (дизайн, производство продовольственных продуктов). Одновременно увеличено количество бюджетных мест на направления «учитель математики и информатики», «учитель начальных классов». В связи с демографическим ростом «подрастающего» населения востребованной вновь стала профессия дошкольного работника. На основе анализа потребности в кадрах, проведенным Центром занятости населения, пролицензировано направление подготовки «Профессиональное обучение (Машиностроение и материалообработка)».
4. Система стандартизации учебного процесса. Основная цель стандартизации в обучении - создать условия для обеспечения эффективности и результативности обучения, контроля за сформированностью общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Стандартизации в образовательном процессе подлежат следующие категории:
- основная профессиональная образовательная программа (ОПОП);
- срок реализации ОПОП;
- кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава;
- обучаемый контингент;
- учебно-методические комплексы (УМК);
- критерии результативности профессионального обучения;
- формы и методы обучения.
В образовательной организации необходимо унифицировать обеспечивающий документооборот (учебные планы, УМК, банк контрольно-оценочных материалов и др.). В реалии этой проблемой занимается учебно-методический совет вуза.
5. Организация рабочего места. Система 5 S для осуществления учебного процесса в аудитории. Использование инструмента правильной организации рабочего места устраняет множество потерь1 в обеспечении оптимальности структурирования и хранения дидактического материала; создает возможность использования учебных пособий и технических средств обучения сразу несколькими преподавателями по сопряженным дисциплинам.
В вузе существует кабинетная система обучения, что позволяет продумать оснащение учебных аудиторий и лабораторий актуальным оборудованием. Автором статьи в 2015 г. выполнен региональный грант по созданию Центра поддержки производственных систем и предпринимательства, оборудована лаборатория «бережливого производства». Для преподавателей вуза и региональных колледжей проводятся семинары-погружения с целью обучения использованию принципов и инструментов бережливого производства на занятиях по спецдисциплинам. В результате этой работы выпускниками факультета технологии и предпринимательства проанализированы рабочие программы Шадринского политехнического колледжа и разработаны разделы «Основы бережливого производства» в рамках дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». Данное исследование явилось результатом выполнения выпускной квалификационной работы.
6. Визуализация образовательного процесса. Инструмент визуализации позволяет оптимально структурировать учебный процесс. Процедуры графического планирования (графики, таблицы, чертежи и др.) помогают представить любой процесс (в том числе и образовательный) комплексно [9].
Применительно к учреждению профессионального образования это может быть визуализация учебно-организационных материалов на информационных стендах и на сайтах учреждения:
- размещение графиков учебного процесса;
- схема расположения и учет занятости аудиторного фонда факультета (отделения);
- сводная таблица перечня отчетности в сессионный период;
- расписание занятий (четная и нечетная недели) и расписание промежуточной аттестации;
- использование штампа «Допущен к сессии Факультет технологии и предпринимательства» для визуализации допуска студента к сессии и отсутствия у него задолженностей по учебе;
- графический указатель процедур «Организация учебной деятельности» и «Реализация учебной деятельности» в соответствии с требованиями системы менеджмента качества вуза (визуализация процедур «Выпускная квалификационная работа», «Преддипломная практика» на информационном стенде кафедры и в разделе «Элементы дистанционного обучения» на сайте института).
В данном контексте можно говорить, что система 5S и визуализация представляют собой инструменты культуры труда [10].
Обсуждение и заключения
Рассмотренные нами возможности использования инструментов «бережливого производства» для образовательного процесса способствуют устранению таких известных классических потерь
[11], которые наблюдаются и в условиях организации учебного процесса:
- перепроизводство (обучение невостребованного работодателем специалиста);
- избыточные запасы (закупка избыточного количества учебной литературы, количество компьютеров, затраты на аудиторный фонд и др. вследствие перепроизводства);
- брак (снижение качества подготовки специалистов из-за несовершенной системы контроля сформированности компетенций);
- простои (нерациональное составление расписания занятий, невозможность замены преподавателя по причине его болезни);
- лишние операции и перемещения на рабочем (учебном) месте (недостаточная материально-техническая база, необходимость аренды зданий и помещений для практических и лабораторных занятий).
Проведенный анализ проблемы использования инструментов бережливого производства в образовательном процессе выявил основные причины и позволил обозначить пути оптимизации подготовки профессионально компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Такой «бережливый» подход к организации обучения в учреждении профессионального образования позволит устранить выше обозначенные потери и максимизировать обучающие и развивающие возможности в подготовке студентов, которые будут потенциально профессионально востребованы на рынке труда.
Перспектива изложенной проблемы предусматривает необходимость разработки методических рекомендаций, проведение учебно-методических семинаров для руководителей образовательных организаций профессионального образования и производственных партнеров
[12]. Заслуживает внимания актуальная проблема внедрения элементов дуального обучения в процесс профессиональной подготовки, что также соответствует требованиям «бережливости».
Для популяризации идей и наблюдений, изложенных в данной статье, в марте 2016 г. на базе Шадринского госпединститута планируется проведение Всероссийской конференции «Совершенствование управления на основе принципов бережливого производства: управленческий аспект».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 125 с.
- Ohno s T. Workplace Management by Taiichi Ohno. Gemba Press, 2007, p. 146.
- Womack J. P., JonesD. T. The Machine That Changed the World. Free Press, 2005, р. 352.
- Погребняк С. И. Бережливое производство. Формула эффективности. М. : Триумф, 2013. 308 с.
- Кудряшов А. В. Бережливое производство: проблемы и опыт внедрения // Методы менеджмента качества. 2013. № 4. С. 4-9. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19060768 (дата обращения: 24.12.2015).
- Синго С. Изучение производственной системы Тойоты. М. : Институт комплексных стратегических исследований, 2010. 312 с.
- Желтоухов А. М. Стратегия непрерывного совершенствования деятельности на основе принципов бережливого строительства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8. С. 21. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20220760 (дата обращения: 24.12.2015).
- Стомма М. В. Бережливое обучение // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 10.
- Палкин С. В. Система практических мер по внедрению бережливого производства. М. : НП «ОПЖТ», 2009.
- Голоктеев К., Матвеев И. Управление производством: инструменты, которые работают. СПб. : Питер, 2008. 251 с.
- Рябов Д. Как «бережливое» производство мешает бережливому производству // Мебельный бизнес. 2011. № 6.
- Антонова И. И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях РТ. URL: http://ieml.ru/subsite/46/files) (дата обращения: 24.12.2015).