Занимая передовые позиции в общей системе маркетинга, бережливое производство стремится к устранению убытков и увеличению прибыли. Одним из инструментов оценки качества производственной лин-деятельности выступает аудит. Аудит как инструмент управления бережливого производства отслеживает прогресс, корректирует плановые программы и служит основанием для принятия взвешенных управленческих решений. Ключевая роль аудита заключается в оценке систем менеджмента внедренного в структуру компаний бережливого производства. В задачи данной статьи входит рассмотрение основных положений аудита для предприятий с системой бережливого производства на российском рынке. Статья имеет своей целью соотнести этапы произведения аудита в российских компаниях бережливого производства с положениями национальных государственных стандартов.
Согласно Национальному Стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 56406-2015, операция аудита обозначает систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита, составляемый по мере осуществления объективного оценивания производственных процессов с критериями аудита [1, с. 3]. Нормативные акты, регламентирующие критерии оценивания системы бережливого производства составлены в соответствии со следующими принципами аудита:
- Открытость в предоставлении необходимых для аудита сведений;
- Беспристрастность при составлении объективных выводов и заключений;
- Компетентность доверенных лиц, занимающихся произведением аудита;
- Конфиденциальность полученной в ходе аудита информации во избежание риска инициированного ущерба со стороны третьих лиц;
- Независимость, гарантирующая объективность оценивания в ходе проведения аудита;
- Обоснованный подход проведения аудита на основании имеющихся свидетельств [3].
Оценка систем менеджмента бережливого производства происходит в несколько этапов:
- Внешний аудит - оценивание соответствия деятельности фирмы внешними органами по сертификации, потребителями и прочими заинтересованными лицами.
- Внутренний аудит выявляет уровень соответствия используемой системы менеджмента в целях оценки, анализа и улучшения.
- Аудит поставщиков.
- Самооценка исполнительных действий с позиций государственных стандартов [1, с. 1 ].
Проведение внешнего аудита входит в полномочия аудиторских организаций. Проверка аудируемых лиц проводится в соответствии с гражданско-правовыми актами и договорами в добровольном (по запросу предприятий-клиентов) и обязательном (в соответствии с очередностью законодательных постановлений) порядке [4, с. 63]. Одним из условий проведения внешнего аудита является отсутствие личных интересов аудиторов к сведениям проверяемой организации. Данное условие соответствует принципу конфиденциальности и независимости производимой оценки качества.
В функции внешнего аудита входит проверка составляемых балансов на достоверность отраженной в них информации: объективность отражения активов и пассивов, правильность ведения бухгалтерской отчетности, планирование и оптимизация налогооблагаемой базы [4, с. 17]. Помимо этого, внешний аудитор представляет перечень нокаут-вопросов, составленных в соответствии со стандартами ГОСТ Р 56404 [1, с. 6-7]:
- Определена ли область применения систем менеджмента бережливого производства (СМБП)?
- Определены ли процессы, входящие в область применения СМБП?
- Введена ли в действие политика в области СМБП?
- Установлены ли цели СМБП?
- Прошли ли работники организации подготовку в области БП?
- Определены ли потоки создания ценности для потребителя?
- Проводятся ли внутренние аудиты?
- Проведен ли анализ СМБП организации со стороны руководства?
- Проводится ли анализ результативности корректирующих действий?
- Используются ли коллективные формы организации работников?
Списки предъявляемых ответов на представленные вопросы фиксируются в чек-листах оценки СМБП, которые отражают информацию, помогающую составить наиболее полную картину о работе предприятия. Графы чек-листов поделены в соответствии с номенклатурой проверяемого требования, а также ранжированию области оценивания:
- дата проведения аудита;
- участники оценки;
- правила присвоения баллов;
- проверяемые требования, соответствующие ГОСТ Р 56404;
- статус выполнения требований;
- присваиваемые баллы;
- комментарии к выставленным баллам [1, с. 6-7].
Оценка соответствия систем менеджмента бережливого производства организации производится внешними аудиторами в соответствии с трехбалльной системой оценивания. Процедура присвоения баллов также отражена в Национальном Стандарте Российской Федерации [1, с. 8].
В отличие от внешнего аудита, внутренний аудит производится служащими самого предприятия, имеющими непосредственное отношение к осуществляемой деятельности на производстве. Внутренний аудит состоит в оценке состояния производства на основании 50 вопросов уникального чек-листа, составленного в соответствии со стандартной методикой его проведения. Каждый пункт производимой оценки снабжается кратким описанием трех возможностей его состояния - низкий (0-7 баллов), средний (8-15 баллов), высокий (16 - 23 балла) уровни [2, с. 59].
Аудит поставщиков (партнерский) отличается своей специфичностью. Он предполагает осуществление проверки существующих у компании поставщиков сырья, товаров и прочих материалов, а также осуществление схожих процедур в отношении потенциальных партнеров-поставщиков. На данном этапе аудита компания получает возможность снижения и устранения следующих рисков:
- несоответствие качества товаров;
- несоблюдение сроков поставки товаров;
- финансовая неустойчивость поставщика;
- потеря груза при преодолении дальних расстояний;
- незаконное ведение юридической деятельности поставщика [3, с. 27].
Аудит поставщиков применяется в отношении третьего лица предприятия, поэтому использует иные методы и инструменты аудита. Так, на первом этапе проводят оценку документов и сертификатов на продукцию, а также наличие договоров транспортировки материалов с транспортными компаниями. Помимо этого, независимая экспертная компания проверяет элементы объекта аудита, которые разнятся в зависимости от объекта деятельности аудируемой компании. Собрав необходимые данные о деятельности поставщика, аудиторы выводят заключение о надежности производимой деятельности объекта аудита. Аудит поставщиков обязателен в случае заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве на длительный срок - поставок сырья, продукции, оказании услуг на долгосрочной перспективе.
Наконец, четвертая форма аудита (оценочная) заключается в самооценке исполнительных действий служащих на бережливом производстве. Работники предприятия проходят процессы интервьюирования, заполнения анкетных данных выдаваемых чек-листов, производят анализ полученных результатов внешнего и внутреннего аудита с целью дальнейшей корректировки полученных результатов.
Рассмотренные формы аудита отличаются направленностью (целями), содержанием (методами и инструментами) и субъектами исполнения (эксперты, служащие и т.д.). Три формы аудита (внешний, внутренний, оценочный) имеют своей целью представить объективную оценку самому предприятию бережливого производства. Четвертый тип аудита (партнерский) оценивает перспективность третьего лица, рассматриваемого в перспективе установления долгосрочных партнерских отношений. Каждый из форм аудита использует методы интервью и анкетирования (чек-листы), содержание которых установлено в Национальном Стандарте РФ. Система оценивания качества деятельности производится в баллах, номенклатура которых также зафиксирована в законодательных актах.
Литература
- Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента // Ред. Е.А. Севко. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56406 - 2015 / Москва: Стандартинформ, 2015. - 28 с.
- Вумек, Джеймс. Бережливое производство: практическое руководство по внедрению // М.: Портал «Управление производством», 2014.- 64 с.
- Методические рекомендации по проведению аудита бережливого производства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rly.su/uk/node/7028# Toc489 639082
- Суворова С.П.. Международные стандарты аудита / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 320 c.