Введение. Мировая экономика основывается на принципах рыночного регулирования, заключающихся в том, что цена на товар определяется под воздействием спроса и предложения. Производили, анализируя спрос и ассортимент конкурентов, выпускают востребованную покупателем продукцию, добиваясь уменьшения доли постоянных затрат в себестоимости при увеличении выпуска. Однако в последние десятилетия произошли существенные изменения. Распространение интернета и применение цифровых устройств позволили устанавливать связь между продавцами и покупателями напрямую, и в этих условиях возможность предоставить товар по предлагаемой покупателем цене становится конкурентным преимуществом, а в некоторых случаях - способом выживания. В условиях, когда у компаний практически всегда находятся конкуренты, предлагающие аналогичный товар или услугу на более выгодных условиях, возникает необходимость использования новых технологий управления производством, примером которых является технология бережливого производства (от англ. - lean production), анализ которой является целью данной статьи.
Материал и методы исследования. Источниками для анализа является большое количество публикаций, посвященных этой технологии. В основном, это переводы иностранной периодики - японских и американских публицистических изданий, т.к. в нашей стране исследованием бережливого производства долгое время практически не занимались.
Полученные результаты и их обсуждение. Можно выделить следующие особенности технологии бережливого производства.
1) Особенность технологии заключается в выделении того, кто определяет ценность продукции. Многие производители самостоятельно определяют ценность своих товаров и устанавливают, на их взгляд, справедливые цены. В действительности товар оказывается более полезным для одних покупателей, и в этом случае цена им кажется обоснованной, и менее полезным для других, не готовых платить предложенную цену. Первым шагом на пути к внедрению технологии бережливого производства является определение ценности производимых товаров, с точки зрения потребителя [1]. В результате может оказаться, что предприятие выпускает продукцию, полезность которой потребители оценивают невысоко, что является истинной причиной низкого спроса. Часто производители по собственной инициативе улучшают товар, считая, что это увеличит его ценность, однако такие улучшения могут не требоваться потребителям. Вместо этого, производителям следует лучше прислушиваться к пожеланиям потребителей, чтобы понять, что именно им необходимо, и выпускать продукцию с тем набором функций, которые потребители считают полезными для себя и добавляющими ценность.
В технологии бережливого производства цену определяет потребитель, а не производитель, а целью предприятия является максимальное удовлетворение требований заказчика. Для этого требуется производить продукцию вовремя, тогда, когда это необходимо, без проблем с качеством. При этом предприятию следует ориентироваться не на рыночные цены, а на предложение самого клиента, так как последний с большой вероятностью разместит заказ у той компании, которая согласится с его условиями. В такой интерпретации получение прибыли перестает быть первоочередной задачей предприятия, а становится следствием предпринимаемых им усилий по повышению удовлетворенности клиентов.
2) После определения цены, которую клиент готов заплатить за товар, компании требуется проверить, может ли она произвести товар по этой цене, и не превышают ли ее расходы вместе с ценовой надбавкой и налогом установленного значения. В случае, если затраты выше, предприятию следует пытаться их сокращать, особенно если существуют конкуренты, выпускающие подобную продукцию с меньшими затратами; в противном случае оно потеряет клиента. Если предприятие вынуждено регулярно отказывать заказчикам, это свидетельствует о его неблагополучном положении.
Технология бережливого производства предлагает способ приведения затрат в соответствие с лучшими отраслевыми практиками. Для этого необходимо провести анализ, в ходе которого выявляются расходы, добавляющие стоимость продукции. Как правило, это затраты, связанные с операциями обработки, в ходе которых исходное сырье постепенно трансформируется в готовую продукцию. Остальные затраты являются потерями. К расходам, добавляющим стоимость, в первую очередь относят затраты на сырье, но не все, так как частично из них может быть выпущен брак, или они превратятся в отходы производства. Добавляют стоимость только те затраты на сырье, которое вошло в продукцию в соответствии с нормами расхода.
Затраты на электроэнергию формируют добавочную стоимость тоже не полностью. Полезными являются те затраты на электроэнергию, которая расходуется станками в ходе обработки фактически выпущенной, годной с первого предъявления продукции. При этом станки могут расходовать энергию сверх норм, например, из-за неправильной настройки или необходимости повторной обработки. Кроме того, электроэнергия расходуется на освещение, работу непроизводственного оборудования и компьютеров, прочие нужды. Все это увеличивает расходы, не добавляющие стоимости продукции и являющиеся потерями для производства.
Аналогично дело обстоит с расходами на оплату туда. Добавляет стоимость та их часть, которая начисляется за время обработки персоналом выпущенной годной продукции в соответствии с принятыми нормативами. Оплата времени за повторную или превышающую эти нормы обработку, увеличивает потери. Полностью не добавляют стоимость затраты на оплату труда непроизводственного персонала, контролеров, водителей, мастеров, начальников смен и т.д. Труд этих сотрудников необходим предприятию, но напрямую не связан с выпуском продукции, и, следовательно, увеличивает потери. Для определения причин их возникновения используются различные их классификации. Согласно одной из них, выделяют восемь видов потерь:
- перепроизводство
- ожидание
- любую транспортировку
- лишние действия сотрудников
- запасы
- брак
- избыточную обработку
- неиспользуемый в полном объеме интеллект персонала [2]
Потери на производстве присутствуют практически всегда, и задачей технологии бережливого производство является их устранение. Все затраты предприятия можно отнести либо к добавляющим полезность, либо нет. Но существуют группы расходов предприятия, являющиеся потерями целиком. Это затраты на упаковку, логистику, содержание непроизводственных подразделений и складов, проведение технического обслуживания оборудования, расходы на охрану труда, обеспечение безопасности, IT, администрацию и пр. Они формируют исключительно потери, и включать их в цену продукции для возмещения покупателем нецелесообразно, так как они не добавляют ценности. Имеющиеся потери указывают на наличие потенциала, который в определенной степени является достижимым, и, если компания воспользуется рычагами повышения операционной эффективности, она укрепит свое положение и привлечет новых клиентов, однако серьезным препятствием для их ликвидации является то, что не все они являются устранимыми.
Выделяют потери, которые оставаясь ими по природе, не могут быть ликвидированы полностью из-за, к примеру, особенностей используемой технологии. Так, для изготовления многих видов товаров не существует способа производства, при котором возникновение брака полностью исключено. В этом случае брак в определенной мере является допустимым, и потери из-за его возникновения сохранятся. В многие техпроцессы включают промежуточные контроли качества, требующие применения высокотехнологичного оборудования и привлечения обученного персонала. Расходы на оборудование и оплату труда этих сотрудников не добавляют ценности товару и составляют потери даже с учетом того, что они являются необходимыми для выполнения проверки качества товара.
3) Установлено, что количество потерь, возникающих на производстве, минимально, если время изготовления продукции ненамного отличается от, так называемого, чистого времени производства, определяемого как сумма операций, создающих ценность [3]. Однако в действительно фактическое время изготовления часто значительно его превышает, и дополнительное время расходуется, к примеру, на перемещение заготовок от одной единицы оборудования к другой, на проведение контрольных испытаний. Время начала обработки на разных участках может быть не согласовано между собой, и это также может быть причиной ожидания в очереди. Внезапная поломка оборудования может привести к остановке части или всей линии. В некоторых случаях необходимо выполнять переналадку оборудования для замены рабочего инструмента. Существуют и другие причины, которые могут привести к увеличению времени производственного цикла.
Чтобы избежать потерь и возникновения затрат, не добавляющих стоимость, требуется обеспечить время изготовления продукции, близкое к чистому. Целью технологии бережливого производства является создание условий для непрерывного движения заготовки в потоке, от операции к операции. Образцовым является непрерывное производство, на котором специфика изготовления продукции не допускает возникновения ожидания последующей обработки, и необходимо, чтобы заготовка принималась в работу сразу же после окончания ее обработки на предыдущем переделе.
Примеров непрерывных производств много. Так, на сталелитейных заводах необходимо, чтобы расплавленный продукт тут же разливался в формы, чтобы избежать его остывания, в противном случае весь объем выплавленной стали будет потерян. На химических производствах требуется обеспечить выполнение операций одна за другой без остановки, чтобы обеспечить необходимые условия для протекания реакций. Недопустимо допускать возникновения задержек последующей обработки на пищевых производствах. Существуют также опасные виды производств, на которых невыполнение требуемых условий протекания производственного процесса может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с риском для жизни людей, примером которых является атомная промышленность.
Одновременно с этим многие производства из-за своих особенностей являются прерывными, и на них допускается возможность остановки технологического процесса без наступления ущерба для продукции или предприятия. Как правило, при этом заготовки, находящиеся в очереди, располагаются на специально выделенных буферных площадках. Предприятия имеют склады для хранения сырья и готовой продукции, для организации работы которых привлекаются работники, затраты на выплату заработной платы которым формируют потери. Также не добавляют стоимости и относятся к потерям расходы на поддержание технического состояния складских помещений, их уборку, освещение, используемую погрузочно-разгрузочную технику, а также поддержание необходимых температурных условий и влажности и т.д.
Простым способом сократить время ожидания и обеспечить фактическое время изготовления, близкое к добавляющему стоимость, является организация непрерывного потока на предприятии везде, где это возможно [4]. Чтобы это организовать, на смежных операциях отменяется выдача производственных заданий в какой-либо форме, что позволит упразднить выталкивание. Единственной установкой рабочим при этом является одна - принимать в работу заготовку сразу же после ее поступления на участок, обеспечить нормативное время выполнения производственной операции и после этого без промедления передать изделие далее по потоку.
В тех случаях, когда непрерывный способ работы и поточную обработку по одному изделию в силу каких-либо причин на отдельных участках производственной цепочки организовать не удается, предлагается использовать какую-либо из вытягивающих систем, например, систему супермаркета. В этом случае между операциями сохраняется взаимодействие через накопление запаса, однако предыдущей операции работать, пополняя запас, запрещается до тех пор, пока он не будет изъят следующей операцией. Таким образом, следующая в цепочке операция будет управлять работой предыдущей, вытягивая продукт тогда, когда ей это необходимо.
Организация непрерывности движения потока или его вытягивания там, где непрерывность организовать затруднительно, - важный этап перехода на использование технологии бережливого производства. Он позволяет добиться сокращения времени изготовления товара, а, следовательно, и потерь на производстве. Осуществление этой цели перестраивает работу предприятия, переориентировав его целиком на потребителя. Этот способ отличается от способа управления предприятием с использованием технологии массового выпуска, приводит к простаиванию части оборудования и высвобождению части персонала, но ликвидирует межоперационные запасы, предотвращает производство продукции раньше срока или в большем количестве и т.д.
Выводы. В результате исследования технологии бережливого производства следует выделить следующее:
- Чтобы успешно конкурировать в современной информационно-цифровой экономике, предприятиям необходимо ориентироваться на стоимость товара, определяемую потребителями, т.к. заказчики наиболее точно определяют ценность продукции исходя из того, в какой мере она удовлетворяет их потребности.
- Чтобы расходы предприятия, включаемые им в себестоимость, не превышали цену, которую за товар готов заплатить потребитель, и чтобы производители зарабатывали прибыль, необходимо устранять расходы, не добавляющие продукции стоимости, и, следовательно, являющиеся потерями. Потребители не должны компенсировать производителям потери, даже если их невозможно устранить полностью.
- Потери, как правило, увеличивают время изготовления продукции, и первостепенной целью технологии бережливого производства является выпуск продукции за время, в течение которого происходит добавление стоимости товара в ходе изменения физических, химических свойств, формы и т.д.
Из этих положений следует, что распространенное мнение о том, что целью технологии бережливого производства является сокращение затрат и экономия ресурсов, неверно. Ее настоящая цель - синхронизация работы предприятия с клиентским спросом. Переход на технологию Lean Production следует осуществлять, если предприятие стремится организовать работу предприятия таким образом, чтобы ни одна из технологических операций не начиналась раньше или позже необходимого срока. Сокращение расходов при этом является следствием сокращения времени производства, и достигается за счет реализации ее основной цели.
Список источников:
- Вумек Дж. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 472 с.
- Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. - 192 с.
- Шибанов К.С. Проблемы внедрения «бережливого производства» на отечественных предприятиях // Экономика в промышленности. - 2017. - Т. 10. - № 4. - С. 335-343.
- Вэйдер М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -125 с.