Возможности адаптации инструментария системы бережливого производства к интеллектуальной деятельности студентов ВУЗов

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

По нашему мнению среди инструментов системы бережливого производства, наиболее подходящих для совершенствования процесса интеллектуальной деятельности студента, можно выделить:

1. Карту потока создания ценности. Она представляет собой визуализацию совокупности всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенный продукт (в нашем случае курсовая работа) прошел через три важных этапа: решение проблем, управление информационными потоками, физическое преобразование продукта[3]. На рис. 1 приведен пример формирования карты потока создания ценности для решения поставленной задачи.

Пример карты потока создания ценности

Рис. 1. Пример карты потока создания ценности

Карта потока будет служить основой для построения оптимального процесса интеллектуальной деятельности студента при написании курсовой работы. На карте обязательно должны быть указаны субъекты труда, в нашем случае это научный руководитель и студент, и обозначено направление информационных потоков от субъектов. Операции выстраиваются в одну цепь. В карте указываются необходимые действия по созданию ценности (продукта интеллектуальной деятельности) [4]:

  1. Выбор темы курсовой работы.
  2. Согласование темы с научным руководителем.
  3. Составление плана.
  4. Поиск и чтение материала по соответствующей теме.
  5. Написание курсовой работы.
  6. Составление презентации.

Таким образом, мы разбиваем необходимые для нас действия на определенные этапы и имеем точно прописанный план работ.

Карту потока создания ценности необходимо интегрировать с методом «ЛТ - точно вовремя» », который поможет в нужное время получать и обрабатывать необходимые ресурсы.

В нашем случае метод Л1Т будет включать в себя согласование режимов работы научного руководителя и студента для их совместной работы. Использование метода JIT подразумевает:

  1. учет периодов загрузки научного руководителя;
  2. учет периодов повышенной занятости и свободного времени студента;
  3. определение регулярности проведения консультаций;
  4. определение возможностей сдачи работы на проверку в минимальные периоды загруженности преподавателя с большим лагом времени до даты конечной сдачи работы. В этом случае повысится качество и полнота корректировки работы научным руководителем;
  5. досрочная сдача работы позволяет получить дополнительные преимущества ее дальнейшего совершенствования, а также возможности подготовки исследованного материала для конференций, конкурсов, грантов, в том числе и по научным направлениям кафедры.

2. Систему 5C. Система направлена на организацию эффективного рабочего пространства студента, обеспечивая рост результативности в таких направлениях как: производительность, безопасность и качество. Цель рассматриваемого инструмента -создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. В системе можно выделить следующие основные элементы:

1C. Сортировка. Студенту необходимо осознать, что необходимо для его работы над курсовой, а что излишне, и отказаться от последнего.

2C. Создание систематизации. Упорядочить свое рабочее место и содержать его в чистоте.

3C. Содержание. Следить за необходимым оборудованием и порядком на рабочем месте.

4C. Стандартизация. Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.

5C. Совершенствование и соблюдение. Воспитать самодисциплину в сроках выполнения работы, в чистоте и порядке вокруг себя и на рабочем месте.

Принятие и внедрение системы 5C в свою деятельность, несомненно, поможет студенту экономить время на поисках необходимых средств для работы, в сохранности данных и сделает работу над курсовой приятной и комфортной, что вполне может ускорить сроки ее написания и освободить время для других дел.

Таким образом, применение этих двух рассмотренных инструментов бережливого производства может значительно повысить производительность студента. А именно: избавить от потерь времени, организовать понятную стратегию выполнения работы, определить четкие временные рамки для каждого этапа написания работы, оптимальным образом согласовать свое время с периодами загрузки научного руководителя и выполнить работу в спокойном режиме, качественно и в срок.

Список использованной литературы

  1. Anisimova T.Y. Energy - Economic Analysis of Corporate Activities in the System of Energy Management. World Applied Sciences Journal, 2013. - T. 27. N° 13A. - 570 - 575.
  2. Брэдли С., Дэвид А. Умственный труд по рецептам Toyota / Брэдли Статс, Дэвид Аптон, 2011.
  3. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании [Текст] / Дэниел Джонс, Джеймс Вумек; Пер. с англ. - 8 - е изд. - М.: Альпина ПаблишерД014 - 472с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить