Внедрение «бережливого» производства на предприятии

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

Уже несколько лет японская концепция управления производственным предприятием - бережливое производство - приобретает все большую популярность в России. Это связано с тем, что задачей бережливого производства является концентрация внимания на действиях, которые делают производимый продукт ценностью, и минимизация действий, которые не причастны к самому процессу производства. Процесс создания продукта состоит из действий, которые создают сам продукт, формируя потребительские свойства и действия, принимающие участие в его создании. Исходя из этого, все операции, не создающие ценность, можно или убрать из всего процесса производства или сократить по времени.

Например, заказчик обратился на предприятие с целью приобрести скамейки из железа. В данном случае заказчика не интересует информация о поставщиках материала, какое время понадобится для переналадки станка, сколько рабочих будут изготавливать скамейки, какой и т. п. Для заказчика главное - получить товар соответствующего качества, в срок и по договоренной цене. В процессе создания скамеек важна только процедура сварки и гибки металла и операции, которые преобразуют материал в готовую продукцию. Согласно теории бережливого производства, все другие действия могут быть минимизированы или ликвидированы.

В бережливом производстве процессы, не создающие ценности продукта, называются потерями. В соответствии с ГОСТ Р 56020-2014 [1], выделяют семь видов потерь:

  1. Перепроизводство - производство продукта, заказчик для которого еще не появился и время его появления неизвестно. Перепроизводство требует долговременного хранения, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты на использование складского помещения, а также возникает риск не реализовать произведенную продукцию.
  2. Запасы - хранение материалов и сырья для производства продукта. Содержание материалов и сырья на складских территориях стоит дополнительных финансовых затрат и не создает никакой ценности продукту.
  3. Транспортировка - любое перемещение людьми или транспортом продукции или материалов. Излишнее перемещение является потерей времени.
  4. Ожидание - время, в течение которого в процессе производства рабочий или оборудование находятся в ожидании работы, т. е. это простои между операциями. Этот процесс мешает загрузить оборудование на 100 % и использовать профессиональный потенциал сотрудников.
  5. Излишняя обработка - дополнительные действия, направленные на приведение в соответствующий вид материал или продукт по причине плохого планирования или проектирования, неподходящих инструментов и т. п. Данное действие занимает время, при этом не влияет на качество продукции.
  6. Излишнее движение - перемещение человека, вызванное поиском необходимых документов или информации. Предприятие, в котором подобные действия входят в норму, считается неорганизованным и распущенным. В таких организациях существует высокий процент брака продукции.
  7. Дефекты или брак на производстве - процесс доработки или переделки готовой продукции из-за несоответствия качества. На практике доказано, что переделка единицы продукта обходится в несколько раз дороже, чем его утилизация и создания продукта заново. Данная потеря способствует понижению спроса на товар и пагубно влияет на репутацию компании.

Согласно концепции бережливого производства, перечисленные виды потерь присутствуют как в производственной, так и в непроизводственной сфере предприятия. Все мероприятия в рамках бережливого производства разработаны с целью устранения семи видов потерь на предприятии.

В настоящее время на российских предприятиях идет активное внедрение принципов бережливого производства. Изучение философии бережливого производства вызвано тем, что устранение потерь представляется как основной способ снижения затрат на предприятии. Все проблемные участки на предприятии всегда можно отнести к одному из семи видов потерь. Во всем потоке создания продукта всегда можно найти действия, которые нуждаются в усовершенствовании, иначе эти действия можно ликвидировать.

Согласно японской концепции, сокращение процессов, не создающих ценность, может производиться бесконечно, т. е. всегда существуют процессы, требующие улучшения.

Литература

1. ГОСТ Р 56020-2014.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить