Тайм-менеджмент учителя основной школы как средство планирования образовательного процесса

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

Брусова Н.Е.

Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

Образовательный процесс может рассматриваться как управляемое познание, результатом которого является усвоение общественно-исторического опыта, передача, овладение той или иной конкретной деятельностью, являющейся основой формирования личности. В образовательном процессе выделяется момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности.

Изменение образовательного процесса ведёт к изменению позиций учителя как организатора образовательного процесса, а также построение более сложной профессиональной деятельности. Существенно меняется деятельность учителя, что обусловлено появлением новых функций, в которые вступает учитель при реализации профессионально-педагогической работы в современной школе.

Избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем при изменении образовательного процесса поможет целенаправленное и четкое планирование. Планирование - процесс подготовки ряда решений, способствующих осуществлению последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами. Оно предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Также планирование помогает педагогу осмыслить индивидуальную деятельность и творчески её построить [3, 508].

Для учителя важно не только владение навыками грамотного планирования деятельности, но и умение использовать свободное время. Высокую ценность представляет умение эффективно использовать свое время и качественно управлять им. Данное умение может формироваться с помощью новой технологии «тайм-менеджмент».

В рамках национального проекта «Образование», одной из задач которого является непрерывное обновление профессиональных знаний, навыков, а также овладение компетенциями в области цифровой экономики, применение технологии «тайм-менеджмент» будет особо актуально и значимо.

Г.А. Архангельский приводит следующее определение понятия «тайм-менеджмент: «Тайм-менеджмент - это управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов». Такие отечественные ученые как Н.В. Моргунова и Н. Федорец сходятся во мнении, что тайм-менеджмент - искусство эффективного управления человеком собой, рационального использования собственного времени и времени других [1, 2; 4, 7].

В работе Моргуновой Н.В. выделено шесть фаз управления временем:

  1. постановка цели - анализ и формирование личных целей;
  2. планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
  3. принятие решений по конкретным делам;
  4. организация и реализация - составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
  5. контроль - самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости -корректировка целей);
  6. информация и коммуникация - фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента [4, 10].

Сидорова Н.А. в работе «Тайм-менеджмент» описывает следующие приёмы, помогающие максимально оптимизировать свое время и деятельность.

  1. Приём первый - планирование. Планирование следует проводить в два этапа: составление списка и определение приоритетов. Самое сложное заключается в определении приоритетов. Однако можно воспользоваться двумя методами:
    • метод «АВС-анализ» По данной методике: А-задачи - это самые важные, на реализацию которых требуется всего 10% времени, однако их весомость трудно переоценить, поскольку именно их вклад в достижение целей оценивается как 70%. В-задачи - это задачи средней важности, на них приходится примерно 20% по требуемому на исполнение времени и 20% - по значимости. А вот С-задачи требуют не менее 70% времени, но польза от них в совокупности не более 10%;
    • второй метод - способ сочетания параметров «важность и срочность» или принцип Эйзенхауэра. Составляя список дел, необходимо проанализировать их сравнительную важность и срочность. После этого все дела можно разделить следующим образом: А - важные и срочные, В - важные и несрочные, С - неважные и срочные, D -неважные и несрочные.
  2. Приём второй заключается в эффективной работе с информацией.
  3. Прием третий - в готовности выполнять неприятные дела.
  4. Прием четвертый - в изменении общения с окружающими.
  5. Прием пятый - в умелом чередовании работы и отдыха [5, 55].

Енова И.В. в своей работе упоминает про приём Брайна Трейси. Успешный бизнес-консультант сравнивает самое неприятное, но важное дело, которое следует выполнить в течение дня, с лягушкой. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений -просто взять и сделать. Это даст заряд бодрости на целый день. При откладывании такого дела создается лишнее эмоциональное напряжение, и возникают нежелательные последствия [2, 23].

С точки зрения сферы производственной деятельности управление образованием ориентировано на организацию качественного сервиса всех потребителей образовательных услуг. Качество образовательных услуг подразумевает сокращение трудозатрат, лишних действий работников, повышение производительности труда, что достигается за счет «бережливого производства».

«Бережливое производство» - совокупность простых решений, способствующих устранению потерь и оптимизации процессов. Потери - это события, увеличивающие время для выполнения какой-либо задачи и не несущие какую-либо ценность. К потерям в образовании можно отнести: незавершённые дела, избыток архивов; непонятные требования, инструкции; выполнение лишней работы, которая не представляет ценности;

излишняя сложность процессов, ожидание, выполнение работы, не соответствующей профилю; лишний документооборот. Выделяют различные методы и инструменты «бережливого производства», однако самым эффективным и результативным для педагогов является «Система 5С» - технология создания эффективного рабочего места.

«Система 5С» включает пять шагов, направленных на поддержание порядка, представляющих собой компоненты циклического процесса.

  1. Сортировка подразумевает организацию рабочего места, отделение нужных и ненужных предметов, удаление ненужных предметов из рабочей зоны.
  2. Самоорганизация позволяет расположить предметы так, чтобы ими легко было воспользоваться.
  3. Содержание рабочего места в чистоте.
  4. Стандартизация позволяет поддерживать результаты, достигнутые вследствие внедрения первых этапов.
  5. Совершенствование вырабатывает привычку выполнять установленные процедуры.

Ещё одной из самых распространенных техник «тайм-менеджмента» является принцип Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - 20% результата. Следует выделить 20% дел, которые дают максимальных результат и начинать именно с них. Правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого результата [7, 32].

Симина Т.Е. приводит следующие рекомендации, которыми следует руководствоваться педагогу при управлении временем:

  • ставить перед собой конкретные цели;
  • оценивать достигнутые результатов, проводить сравнение с запланированными целями и при необходимости корректировать их;
  • выделить важные и срочные дела;
  • не забирать работу домой, выполнять ее строго на рабочем месте;
  • для восстановления энергии надо проводить в течение дня физкультурные паузы и физкультурные минутки;
  • обязательно выделять время на обеденный перерыв и отдых;
  • знать о временных ресурсах и поглотителях времени, а также контролировать время проведения в Интернете и социальных сетях [6, 119].

Проанализировав пути управления временем, предложенные различными авторами, можно прийти к выводу, что основными являются: целеполагание, планирование, контроль. Эффективность организации времени педагога зависит от успешной деятельности на данных этапах. Работа по овладению основам тайм-менеджмента в профессиональной деятельности и развитию навыков управления временем, повысит не только эффективность деятельности, а также стрессоустойчивость работников. В свою очередь применение технологии «бережливого производства» позволит улучшить образовательный процесс, повысить качество образования, стандартизировать учебный процесс, сократить временные и финансовые потери, повысить трудоспособность работников и конкурентоспособность организации.

Литература:

  1. Архангельский, Г.А. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие/ Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 311 с.
  2. Енова, И.В. Эффективные приемы тайм-менеджмента/ И.В. Енова// Начальная школа. -2014. - №1. - С. 20-23
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для СПО/ Г.М. Коджаспирова. - М: Издательство Юрайт, 2016. - 719 с.
  4. Моргунова, Н.В. Тайм-менеджмент/ Н.В. Моргунова. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 72 с.
  5. Сидорова, Н.А. Тайм- менеджмент/ Н.А. Сидорова, Е.Б. Анисинкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 220 с.
  6. Симина, Т.Е. Тайм-менеджмент как эффективное средство управления временем работника образовательной организации/ Т.Е. Симина, Т.А. Залыгина// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 2. - С. 115-121
  7. Хироюки, Х. 5S для рабочих. Как улучшить своё рабочее место/ Х. Хироюки. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. - 168 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить