Момот Роман Александрович (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.)

Димитров Валерий Петрович (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.)

Момот Александр Иванович (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.)

 

На первоначальном этапе неудачи с внедрением системы Lean были характерны для многих предприятий в разных странах мира. Даже в США в 80-х годах прошлого столетия к этому нововведению относились с определенной настороженностью.

На проходившем несколько лет назад в Москве IV Российском Лин форуме «Бережливая Россия: стратегии эффективности» президент компании BMA Inc. (США) Брайан Маскелл в своем выступлении отметил, что в вначале руководители многих компаний настороженно отнеслись к новой философии, однако потом пересмотрели свои взгляды. Это произошло после построения в США совместного предприятия NUMMI Inc. (New United Motor Manufacturing), в г. Фримонт [1], ставшего результатом сотрудничества компаний Toyota и General Motors.

Несмотря на это, по выражению ведущего эксперта по бережливому производству автора бестселлера «Дао Toyota» доктора Д.Лайкера, устойчивая тенденция свидетельствовала о том, что многие из этих компаний не в состоянии были внедрить TPS и создать бережливое производство. К тому же, построенные с помощью Центра производственные линии со временем разрушались, а лучшие технологии и методы TPS так и не приживались на остальных производственных участках. Более того, созданные по принципам бережливого производства методы и подходы формально, каждый в отдельности работали, но в целом, эффекта от внедрения системы не было, так как и не было заметно ощутимого повышения эффективности производства.

В качестве причин, сложившейся на тот момент ситуации (как стало понятно в последующем, подобные факторы затормозили получение общего эффекта и в других компаниях), Д. Лайкер выдвинул мысль о том, что американские фирмы используют только отдельные инструменты системы, не понимая основных ее принципов и необходимости создания особой корпоративной культуры [2].

Следует заметить, что ошибки при внедрении с «успехом» повторялись исполнителями не только зарубежных, но также и российских предприятий. Д. Лайкер в интервью Информационному агентству «РБК» рассказал, почему бизнес в России не стремится совершенствоваться и работать лучше. По его мнению, виноваты сами потребители. Эксперт также назвал одно из главных препятствий, в значительной степени не способствующее внедрению в компаниях бережливого производства. Этим фактором, по его мнению, является национальная культура. Проблемы, возникающие в развитых странах, оказались так же характерны и для Российских предприятий [3]. При этом доктор Д. Лайкер отметил, что национальная культура не является единственным уровнем менталитета, так как ментальность в столице России отличается от других регионов страны. Даже в самой Москве среди отдельных слоев жителей мегаполиса наблюдается своя собственная ментальность.

Несмотря на внешнюю привлекательность идей бережливого производства, данная система на многих российских предприятиях приживается очень медленно. Уже неоднократно проводились многочисленные исследования причин возникновения проблем при внедрении Бережливого производства на российских предприятиях и их публикация в средствах массовой информации и научных изданиях. Результаты исследований о причинах неудач при внедрении производственных систем, принципов и концепции Lean можно считать достаточно типичными, обобщающими все основные факторы, возникающие на предприятиях всех отраслей и регионов России. Это связано с тем, что они отражают уже сложившуюся тенденцию в обществе в отношениях к внедрению любых нововведений, будь то инновации, изменения или просто какие-то улучшения или усовершенствования на предприятиях территории бывшего СССР.

Одной из главных причин является некорректное понимание персоналом философии Бережливого производства, заключающееся в достаточности внедрения только отдельных его инструментов, а не как глобального подхода по управлению предприятием с целью сокращения всех лишних затрат. Следует заметить, что вышеперечисленные причины и трудности сохраняются уже в течение более двух десятков лет даже после перехода экономики страны на рыночные принципы [4].

Особенно важным, на наш взгляд, является вывод о том, что положение для многих предприятий, не способных изменяться в соответствии с новыми требованиями, будет означать угрозу их экономического существования в условиях рынка [5]. Если перефразировать известную пословицу, перечисленные доводы могут означать то, что сколько бы менеджеры ни «бились», а «воз» будет вечно стоять на одном месте.

По мнению некоторых авторов в какой-то степени это можно объяснить такими чертами человеческого поведения как инфантильность, апатичность и несамостоятельность, с которыми в России мало кто готов бороться и брать на себя ответственность [6]. Исследование подобных человеческих факторов позволило в 60-х годах прошлого века американским психологам Мартину Селигману и Стивену Майеру (S.Seligman, S.Maier, 1967) открыть явление, которое стало называться «выученная беспомощность» (learned helplessness) [7].

Аналогичные факторы имели место на начальном этапе при внедрении концепции Lеan в Японии, а также в США и других странах. Универсальный характер этой причины во многом объясняется особенностями человеческого характера, его чертами. Однако на предприятии Тойота это фактор был благополучно нивелирован с помощью действенной системы мотиваций и других методов менеджмента на основе системного подхода [8]. Так же был решен вопрос и в США. И в результате технология Lеan благополучно закрепилась на территории этих стран и вывела их в лидеры, о чем свидетельствуют результаты Рейтингов глобальной конкурентоспособности стран мира.

Конечно, в каждой стране есть свои специфические национальные особенности, однако есть и общепризнанные мировые ценности, и если национальные особенности мешают приближению к общемировым достижениям, то на наш взгляд, их следует приводить к международным стандартам в целях достижения более высокого уровня человеческого развития. Так, как главной составляющей системы Бережливого производства является человек, то подготовительный этап внедрения концепции Lean в российских компаниях может заключаться в изменении менталитета населения и формировании новых национальных, корпоративных и производственных культур.

Список литературы

  1. John Shook. Was NUMMI a success? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lean.org/shook/DisplayObject.cfm?o=1133 (дата обращения 18.12.2018).
  2. Лайкер Дж. Дао Тойота: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира [пер. с англ.] / Дж. Лайкер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 402 с.
  3. Автор «Дао Toyota» назвал причину неэффективности российских компаний. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/business/06/09/2018/5b90e7bc9a794766518b161f (дата обращения: 30.10.2018).
  4. Момот А.И. Экономический механизм управления качеством:/ А.И.Момот// Министерство образования и науки Украины. ДонНТУ. - Донецк: Норд-Пресс, 2005. - 383 с.
  5. Фейгенсон Н.Б., Мацкевич И. С., Липецкая М.С. Бережливое производство и системы менеджмента качества: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» / Н.Б. Фейгенсон, И.С. Мацкевич, М.С. Липецкая; Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» — СПб., 2012. — Вып. 1 — 71 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.csr-nw.ru/files/publications/zk1.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
  6. Юлия Бурлакова. Выученная беспомощность: почему сотрудники ведут себя как малые дети. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/11/03/2016/56e279819a7947be4776daa1 (дата обращения: 07.01.2019).
  7. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер. 2011. [Электронный ресурс]. - URL: https://psyfactor.org/lib/helplessness.htm (дата обращения: 07.01.2019).
  8. Борисова Л.В., Димитров В.П. Системный анализ (курсовое проектирование).-Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ 2015.- 85 с.
Добавить комментарий