Экспертиза и оптимизация инвестиционных проектов, инициируемых на ОАО «АВТОВАЗ» при помощи инструментов бережливого производства

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Бережливое производство в автомобильной промышленности

В настоящее время в европейских странах и в США существует ряд методов оценки эффективности инвестиций. Их можно разделить на две основные группы: методы оценки эффективности инвестиционных проектов, не включающие дисконтирование и включающие дисконтирование.

Эти методы опираются на проектные, плановые и фактические данные о затратах и результатах, обусловленные реализацией инвестиционных проектов. При использовании этих методов в отдельных случаях прибегают к такому статистическому методу, как расчет среднегодовых затрат и доходов за весь срок использования инвестиционного проекта. Широкое распространение на практике данные методы получили благодаря своей простоте, общедоступности для понимания большинством специалистов фирм, высокой скорости расчета эффективности инвестиционных проектов и доступности к получению необходимой информации.

Оценка инвестиционных проектов, инициируемых на ОАО «АВТОВАЗ» с использованием вышеуказанных методик проводится службами финансовой дирекции, планово-бюджетным управлением и службой директора проекта «Оптимизация производственной системы по принципу «Бережливое производство» в соответствии утвержденными нормативными документами.

Определение эффективности инвестиционного проекта проводится исходя из той информации, которая содержится в проектных материалах, принимая ее как полную, точную и достоверную. При экспертизе инвестиционного проекта задача сводится к тому, чтобы выяснить, насколько она полна, точна и достоверна.

Комплексная оценка инвестиционных проектов предполагает выполнение анализа финансовой состоятельности проектов и оценку их экономической эффективности. Таким образом, лицу, принимающему решение о целесообразности осуществления инвестиций, предоставляется вся информация, могущая оказать влияние на принятие этого решения. При этом формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными - от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности приобретения недвижимого имущества.

Достоверность результатов, полученных в результате оценки проекта, в равной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных и от корректности методов, использованных при их анализе. Значительную роль в обеспечении адекватной интерпретации результатов расчетов играет также опыт и квалификация экспертов или консультантов. Очевидной представляется необходимость применения стандартизированных методов оценки инвестиций. Это обеспечит сопоставимость показателей финансовой состоятельности и эффективности для различных проектов.

На сегодняшний день как никогда актуален вопрос сокращения затрат как новых проектов, так и действующего производства компании.

Ввиду того, что на ОАО «АВТОВАЗ» отсутствует эффективная система мотивации руководителей и рядовых сотрудников на экономию ресурсов при разработке и производстве продукции очень часто, в виду недостаточности проработки или умышленно, предлагаются не самые эффективные технические и коммерческие решения.

В процессе проработки проектов и мероприятий, проверок действующего производства постоянно возникает вопрос о вероятности существования альтернативы предложенным решениям и о необходимости привлечения независимого технического эксперта.

Основные направления, нуждающиеся в оптимизации процессов можно условно разделить на конструкторско-технологические и организационные.

1.    Конструкторско-технологические:

а) нерациональное использование задействованного в основном технологическом цикле оборудования и производственных площадей;

б) процедура оценки при выборе технологического оборудования и дальнейшей его закупки не является оптимальной.

При закупке технологического оборудования структура контракта (договора), как правило, состоит из:

  • базовой модели оборудования - 50% от суммы контракта;
  • технологической оснастки и инструмента - 40% от суммы контракта, хотя данные позиции могли бы изготавливаться на ПТО, что сделало бы возможным снижения этой части контракта на 30-50% от уровня закупок по импорту. Как правило, западные поставщики сами не изготавливают специализированную оснастку, а заказывают ее на стороне закладывая при продаже стоимость превышающую двойную.
  • запчастей, 3-5% от суммы контракта - это "замороженные деньги", поэтому эффективней было бы получить на эту сумму дополнительное гарантийное обслуживание.
  • испытания и шефмонтаж, обучение, доставка - 5-7% от суммы контракта. При обучении специалистов ОАО "АВТОВАЗ" сокращение затрат только по этому пункту возможно в 1,5-2 раза, плюс дополнительное сокращение затрат при обслуживании оборудования после окончания периода гарантийного обслуживания.

в)    на стадии проектирования нового изделия целенаправленно закладываются "Излишние требования" и дополнительные технологические операции и переходы:

  • при проектировании новых деталей и узлов зачастую закладывается излишние требования по качеству поверхности, геометрической точности, применяемым материалам, не оптимальной формы и размерам. Данные неточности приводят к необходимости приобретения оборудования или оснастки, стоимость которых может от 3 до 7 раз быть выше оптимальной.
  • лишние технологические операции и переходы - дополнительная производственная площадь, трудоемкость, затраты на инструмент, оснастку и средства контроля. Приводят к дополнительному увеличение себестоимости на 20-40% в производстве.
  • излишние требования к применяемым материалам (металл, покрытия, пластики и т.д.). Так, например, излишняя твердость материала ведет не только к удорожанию стоимости самой заготовки, но и к дополнительным затратам на износ инструмента и оснастки при ее изготовлении. Удорожание стоимости в среднем на 15-50%.

2.    Организационные:

а) поставки деталей на ОАО «АВТОВАЗ» носят сложный маршрут. При таких схемах дополнительные затраты на перевозки и складирование ложатся дополнительной стоимостью на детали, а потом и на конечный продукт ОАО "АВТОВАЗ", предлагается на базе конечного поставщика организовать узловую сборку изделия.

Организация такого перехода позволило бы ОАО "АВТОВАЗ":

  • высвободить дополнительные мощности и площади для освоения новых моделей;
  • сократить затраты по дополнительным перевозкам и складским операциям (трудоемкость выполнения логистических операций, затраты по содержанию минимального товарного запаса и прочее);
  • переложить ответственность за качество всего узла в целом и претензионную работу по комплектующим изделиям в гарантийный период на конечного поставщика;
  • для исключения повреждений при транспортировке и хранении позволит переложить затраты по изготовлению и обслуживанию спец тары по агрегатам на поставщика без увеличения стоимости самого узла;
  • возможность поставщикам самим определять изготовителей входящих деталей с целью снижения стоимости деталей и выполнения требований по качеству.

Учитывая сложившуюся на ОАО "АВТОВАЗ" финансовую ситуацию, проведение независимой экспертизы, принимаемых и предлагаемых технических решений позволило бы уже сейчас в случае реализации предлагаемых мероприятий не только снизить текущие затраты действующего производства минимум на 10%, но и в дальнейшем при реализации новых проектов исключить включение заведомо не просчитанных либо устаревших технических решений.

Деятельность по реализации проекта «Бережливое производство» по подготовке экспертных заключений к инвестиционным проектам в соответствии с действующим положением показала, что зачастую внедряемые проекты имеют скрытый экономический потенциал, который выявляется в результаты проведения технических экспертиз и анализа технологической документации (технологические процессы и регламенты, операционные карты и т.д.).

Наиболее полно выявить скрытые резервы удаётся в результате применения одного из основных инструментов «Бережливого производства» - построение карты потока создания ценности. Применение данного инструмента возможно на всех стадиях производственной деятельности. Устранение выявленных потерь возможно в результате применения следующих инструментов «Быстрая переналадка», «Точно вовремя», «Организация и оптимизация рабочего места», «Всеобщая эксплуатационная система».

Таким образом, в настоящее время при оценке инвестиционных проектов используется информация, содержащаяся в проектных материалах и предоставляемая инициатором проекта (структурным подразделением), которая воспринимается как полная, точная и достоверная. Предлагаемый подход предусматривает проведение экспертизы инвестиционного проекта, при этом задача сводится к тому, чтобы выяснить, насколько полна и достоверна предоставленная информация. При этом работа проводится по следующим направлениям экономического анализа:

  • технологические решения;
  • инженерное обеспечение;
  • управление производством;
  • организация условий труда персонала;
  • проектно-сметная документация;
  • технико-экономические показатели.

Это не требует капитальных вложений, а в плане трудоёмкости данная работа занимает от 2 до 48 часов в зависимости от масштабности внедряемого инвестиционного проекта в рамках ОАО «АВТОВАЗ» и может проводиться персоналом, обученным по программе «Бережливое производство». В результате проведённой работы предполагается контроль показателей эффективности, выявление потерь, их сортировка по значимости и определение последовательности применения инструментов «Бережливого производства», если это необходимо. В итоге, представляется возможным достоверно определить фактические показатели эффективности инвестиционного проекта и устранить скрытые потери, что приведёт к снижению срока окупаемости капитальных вложений, а также улучшит другие факторы производственного процесса, которые невозможно выразить в натуральных или стоимостных единицах (эргономика рабочего места, условия труда).

При внедрении сложных потенциально-прибыльных проектов всегда существует возможность снижения срока окупаемости капитальных вложений за счёт внесения определённых изменений после проведения экспертизы в их структуру или связанные с ними области производственной деятельности, которые могут быть полезными на начальном этапе работы над проектом и неэффективными для достижения поставленных целей на последующих этапах. Эти изменения необходимо предвидеть и тщательно контролировать, так как их появление не может служить оправданием плохих результатов реализации проекта. Если проект экономически обоснован по разделам, то заказчикам и инвесторам не придется нести непредвиденные дополнительные затраты, возникающие при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, от научной обоснованности набора технико-экономических параметров, характеризующих тот или иной раздел проекта, зависит достоверность выполняемых оценок эффективности инвестиционного проекта, количество выполняемых расчетов и срок гарантии полного возврата средств инвестору.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить