Вопросы необходимости и степени вмешательства государства в экономику рассматривались учеными - представителями различных научных школ: Дж. Локком, А. Смитом, Т. Гоббсом, Дж.М. Кейнсом и пр.
Безусловно, в настоящее время, несмотря на становление рыночных отношений, органы государственной власти призваны решать широкий спектр задач по стимулированию развития экономики, в том числе реального сектора. Применение административной системы государственного управления, плановое хозяйство, длительный цикл реформирования экономики и государства привели к существованию в Российской Федерации в целом и в отдельных регионах в частности проблем, требующих регулирующего воздействия органов государственной власти. Прежде всего, государственное регулирование актуально для перечня вопросов, имеющих общегосударственное значение, в числе которых: развитие инфраструктуры, финансового рынка, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны, стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, снижение уровня безработицы, отправление правосудия и пр.
Одним из приоритетных направлений государственного регулирования должен стать промышленный комплекс, поскольку, с одной стороны, промышленное производство - основное звено в структуре валового внутреннего продукта Российской Федерации, составляющее порядка 31%, а с другой стороны, период реформирования и экономических кризисов 1990-2000 гг. привел к существованию значительного числа факторов, препятствующих динамичному развитию хозяйствующих субъектов (табл. 1). Один из основных в числе указанных факторов - низкий уровень технического оснащения, приводящий к существенному отставанию от зарубежных предприятий в уровне развития техники и технологии и, как следствие, конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке.
Таблица 1
Факторы, сдерживающие развитие предприятий обрабатывающих производств в 2011 году
Фактор |
Значение, % от опрошенных |
|
Россия |
Удмуртия |
|
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке |
51 |
58 |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке |
11 |
25 |
Конкурирующий импорт |
20 |
27 |
Высокий уровень налогообложения |
63 |
48 |
Изношенность и отсутствие оборудования |
21 |
37 |
Неопределенность экономической ситуации |
44 |
44 |
Высокий процент коммерческого кредита |
25 |
25 |
Недостаток финансовых средств |
38 |
55 |
Недостаток квалифицированных рабочих |
27 |
39 |
Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы |
9 |
4 |
Приведенные данные отражают тезис о том, что динамичное развитие экономики Российской Федерации и промышленного комплекса как одной из ее ключевых составляющих может быть обеспечено посредством реформирования налоговой системы, кредитной политики, а также реализации мероприятий, направленных на снижение рисков и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности экономики страны как для внутренних, так и внешних инвесторов.
Принимая во внимание, что значительное число факторов, препятствующих развитию промышленного комплекса, относится к сфере государственной политики, хозяйствующим субъектам надлежит концентрировать усилия на реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции на российском и мировом рынках, что приобретает особую актуальность с учетом присоединения России к Всемирной торговой организации.
С учетом мирового опыта и полученных ведущими промышленными фирмами результатов, в частности низкой стоимости готовых изделий, что немаловажно для промышленного комплекса в условиях недостаточной обеспеченности собственными оборотными средствами и высокой стоимости кредитных ресурсов, наиболее перспективным направлением реформирования системы управления хозяйствующими субъектами является внедрение инструментов бережливого производства.
«Бережливое производство» - это система управления предприятием, направленная на непрерывное совершенствование деятельности и достижение долгосрочной конкурентоспособности на основе оптимизации производственного процесса, повышения производительности труда и оборачиваемости капитала, совершенствования порядка взаимодействия с поставщиками и потребителями, вовлечения персонала в процесс достижения целей деятельности предприятия. Под долгосрочной конкурентоспособностью предприятия нами понимается способность предприятия осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность, основанную на формировании организационной структуры, обеспечивающей эффективное выполнение функций, устойчивости предприятия к инвестиционным рискам, инновационной активности, а также непрерывном совершенствовании производственного процесса, что позволяет расширять портфель заказов, присутствие на мировом рынке и формировать корпоративную репутацию «лидера» отрасли.
Решение задач, носящих межотраслевой характер и требующих консолидации усилий и финансовых ресурсов органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, обеспечивается посредством применения программно-целевых методов управления. Так, в 2011 г. в Удмуртской Республике были реализованы 44 республиканские целевые программы, 23 ведомственные целевые программы и 1 социальная программа с совокупным объемом финансирования 3948,6 млн. руб. (табл. 2).
Эффективность реализации целевых программ развития промышленного комплекса в Удмуртской Республике в 2010 - 2011 годах
Таблица 2
Наименование программы |
Бюджетная эффективность, руб. |
|
2010 г. |
2011 г. |
|
Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осуждённых в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы |
7,67 |
3,0 |
Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы |
13,1 |
7,2 |
Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в организациях Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», расположенных на территории Удмуртской Республики, на 2011-2013 годы |
- |
0,05 |
Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы |
0,53 |
1,1 |
Развитие лёгкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы |
3,8 |
2,75 |
Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы |
5,7 |
8,1 |
Как видно из приведенных данных, в целом разработка и реализация целевых программ развития являются действенным механизмом решения задач в области социально-экономического развития территории, обеспечивая, наряду с этим, приток дополнительных налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Следовательно, повышение эффективности деятельности промышленного комплекса на основе внедрения современных методов организации производства, в числе которых инструменты бережливого производства, может быть достигнуто посредством реализации соответствующей республиканской целевой программы, предусматривающей комплекс мероприятий, включая меры государственной поддержки, направленных на внедрение промышленными предприятиями республики инструментов бережливого производства (рис.). Приоритетная цель реализации обозначенной программы заключается в формировании в рамках региона новой формации производственных систем, ориентированных на непрерывное совершенствование производственного процесса, техники и технологий, а также повышение качества выпускаемой продукции.
Рис. Схема разработки и реализации целевой программы внедрения инструментов бережливого производства на предприятиях промышленного комплекса
Наряду с финансовыми механизмами поддержки хозяйствующих субъектов, субсидированием и предоставлением налоговых льгот, существенную роль играет реализация правительством региона перечня организационных мероприятий, в числе которых: проведение экскурсионных мероприятий за пределами соответствующего региона, организация обучающих семинаров с привлечением российских и международных экспертов, проведение круглых столов предприятий региона, ориентированных на выявление и распространение существующей практики в сфере бережливого производства. Достижению цели изучения передового опыта способствует создание специализированного периодического издания.
Поскольку оптимизация производственного процесса и рационализация использования производственных и административных площадей предприятий приводит к высвобождению площадей, направляемых на коммерческое использование или реализацию, целесообразно размещение информации о высвобождаемых площадях в рамках инвестиционного портала или иного специализированного ресурса.
Один из ключевых факторов, препятствующих достижению долгосрочной конкурентоспособности российских предприятий в рамках национального и международного рынков, - высокий уровень износа основных производственных средств. В этой связи возможно включение в перечень механизмов обеспечения повышения эффективности деятельности регионального промышленного комплекса выплаты «утилизационной премии», направленной на стимулирование перманентной актуализации уровня технического оснащения субъектами предпринимательской деятельности.
С учётом того, что ключевая цель внедрения принципов бережливого производства заключается в повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, оценка деятельности промышленного комплекса должна осуществляться на основе показателей, отражающих итоги деятельности предприятия. К таковым относятся: прибыль, уровень рентабельности производства, производительность труда, запасы продукции на складе, комплектующих и материалов, незавершенного производства, а также снижение уровня произведенной бракованной продукции, фондоотдача.
Среди субъектов Российской Федерации лидер в сфере внедрения бережливого производства -Республика Татарстан: мероприятия по реформированию производственной системы реализуются такими предприятиями, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод», ОАО «Соллерс-Елабуга», ОАО «Казанское производственное авиационное объединение имени С.П. Горбунова», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Альметьевский трубный завод» и пр. ОАО «КАМАЗ», являющийся флагманом бережливого производства в Республике Татарстан, в 2011 г. в рамках реализации проекта «Маяк» обеспечило рост объемов производства на 36,8% по отношению к уровню 2010 г., снижение коэффициента дефектности на 53,6%, сокращение такта до 240 сек. (в 2009 г. - 900 сек.), достижение экономического эффекта в размере 230,33 млн. руб.
Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, крупнейшими промышленными предприятиями республики нашла отражение в положительной динамике развития регионального промышленного комплекса в целом (табл. 3).
Таблица 3
Динамика уровня развития промышленного производства в Республике Татарстан
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Объем промышленного производства, млрд. руб. |
1044,4 |
1294,5 |
ИФО, % |
108,1 |
105,7 |
Среднемесячная выработка на одного работающего, тыс. руб. |
246,5 |
302,7 |
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. |
87,1 |
180,3 |
Доля убыточных предприятий, % |
30,7 |
24,1 |
С учетом того, что внедрение в практику инструментов и принципов бережливого производства позволяет до настоящего времени «компании - основателю» Toyota Motor Corp. сохранять статус крупнейшего автопроизводителя в мире (с учетом дочерних компаний), а также положительных результатов, достигнутых предприятиями Российской Федерации, решение задач по обеспечению развития промышленного комплекса может быть достигнуто на основе внедрения бережливого производства предприятиями республики посредством применения программно-целевого метода управления.