В посткризисный период остро встал вопрос об экономии. В банковской сфере Сбербанка России, Банка Москвы и ряда других банков начали применять методы бережливого менеджмента (lean manufacturing). Однако его оригинальные методы имеют весьма ограниченную сферу применения в банковском деле и его внедрение может идти по нескольким направлениям.
Первое - специально адаптированные для сервисных компаний методики бережливого менеджмента, известные как принципы бережливого сервиса (lean service). Принципиальные отличия между подходами lean manufacturing и lean service выражаются в отношениях к ритмам. В производстве ритм, известный как время такта, ищут для того, чтобы усилить через привязку к нему всех видов активностей. В сервисе, наоборот, колебания спроса ищут, чтобы их сгладить. Основные проблемы, которые решает система бережливого сервиса:
- ликвидация убыточной и бесприбыльной обработки заказов-обращений клиентов, которые могут существовать, например, в связи с оказанием банком социально значимых видов банковских услуг;
- устранение колебаний спроса, порождаемых существующей системой сервиса.
Второе - бережливый проектный менеджмент (lean construction). Методология позволяет в зависимости от области применения:
- сократить сроки и бюджет перепроектирования и реконструкции офисов, сократить сроки разработки и вывода на рынок новых банковских продуктов,
- сократить сроки и бюджет освоения методов бережливого менеджмента в отделениях банка.
Третье - развитие цепочки поставок. Например, в рамках этого направления возможна разработка банком специализированных программ кредитования под освоение методов бережливого менеджмента в строительстве, разработка уникальных платежных систем и пр. Основными задачами развития цепи поставок являются:
- разработка новых услуг совместно с клиентами и поставщиками;
- разработка систем и компонентов совместно с клиентами и поставщиками;
- разработка процессов совместно с клиентами и поставщиками.
Отдельно можно выделить консалтинговое направление -разработка выдающейся, адекватной специфике бизнеса и культурной среде региона, лин-стратегии (на уровнях всего управления банка, затем территориальных банков, потом отдельных лин-направлений и проектов и согласование всех уровней между собой). Разработка лин-стратегии - достаточно новая тема и обычно связана с освоением методологии развертывания политики «Хосин канри». Наиболее типичные проблемы банков рассматриваются при разработке основной стратегии:
- слабо осознается, плохо доносится до клиента полезность комплекса услуг банка;
- отсутствуют критерии «правильности» стратегии;
- эффективность процессов оптимизирована не на полную мощность;
- недостаточная поддержка лояльности, мотивации и радости сотрудников;
- неясное выражение основополагающей цели, особенности и смысла существования банка;
- неясность в определении направлений разработок новых продуктов и смежных сегментов, заслуживающих доверия;
- отсутствие критериев для оценки приобретений и слияний, которые действительно будут способствовать росту банка;
- недостаток этики и уважения к банку, безликость или фрагментированность образа банка в глазах стейкхолдеров;
- как следствие всего этого - отсутствие устойчивого производства прибыли.
Посткризисное время стало временем экономии. Технологии лин-менеджмента позволяют банкам максимально эффективно и экономично вести бизнес, создавать успешные и интересные для потребителей и инвесторов проекты.