Обзор технологии бережливого производства

Скачать в pdf-формате

Опубликовано в Статьи по бережливому производству

 

Согласно технологии бережливого производства, целью предприятия является максимальное удовлетворение требований заказчика. Для этого требуется производить продукцию вовремя, тогда, когда это необходимо, без проблем с качеством. При этом предприятию следует ориентироваться не на рыночные цены, а на предложение самого клиента, так как последний с большой вероятностью разместит заказ у той компании, которая согласится с его условиями. В такой интерпретации получение прибыли перестает быть первоочередной задачей, а становится следствием предпринимаемых усилий по повышению качества обслуживания клиентов [1].

Компании остается проверить, может ли она произвести товар по цене, предложенной клиентом, и не превышают ли ее расходы вместе с ценовой надбавкой и налогом этого значения. В случае, если затраты выше, предприятию следует их сокращать, особенно если существуют предприятия, выпускающие подобную продукцию с меньшими затратами, в противном случае оно потеряет клиента. Если предприятие вынуждено регулярно отказывать заказчикам, это свидетельствует о его неблагополучном положении. В этом случае производство следует либо закрыть, либо сокращать издержки. И, наоборот, если затраты предприятия ниже, чем у конкурентов, это свидетельствует о его устойчивом положении.

Технология бережливого производства предлагает способ приведения затрат в соответствие с лучшими отраслевыми практиками. Для этого необходимо провести анализ, в ходе которого выявляются расходы, добавляющие стоимость продукции. Как правило, это затраты, связанные с операциями обработки, в ходе которых исходное сырье постепенно трансформируется в готовую продукцию. Остальные затраты являются потерями.

К расходам, добавляющим стоимость, в первую очередь относят затраты на сырье, но не все, так как частично из них может быть выпущен брак, или они превратятся в отходы производства. Добавляют стоимость только те затраты на сырье, которое вошло в продукцию целиком в соответствии с нормами расхода.

Затраты на электроэнергию формируют добавочную стоимость тоже не полностью. Полезными являются те затраты на электроэнергию, которая расходуется станками в ходе обработки фактически выпущенной, годной с первого предъявления продукции [2]. При этом станки могут расходовать энергию сверх норм, например, из-за неправильной настройки или необходимости повторной обработки. Кроме того, электроэнергия расходуется на освещение, работу непроизводственного оборудования, компьютеров, прочие нужды. Все это увеличивает расходы, не добавляющие стоимости продукции и являющиеся потерями для производства.

Аналогично дело обстоит с расходами на оплату туда. Добавляет стоимость та их часть, которая начисляется за время обработки персоналом выпущенной годной продукции в соответствии с принятыми нормативами. Оплата времени за повторную или превышающую эти нормы обработку, увеличивает потери. Полностью не добавляют стоимость затраты на оплату труда непроизводственного персонала, контролеров, водителей, мастеров, начальников смен и т.д. Труд этих сотрудников необходим предприятию, но напрямую не связан с выпуском продукции, и, следовательно, составляет потери.

Для выявления причин возникновения потерь используются различные их классификации. Согласно одной из них, выделяют восемь видов потерь [3]:

  1. перепроизводство
  2. ожидание
  3. любую транспортировку
  4. нецелевые перемещения сотрудников
  5. запасы
  6. брак
  7. излишнюю обработку
  8. неиспользуемый в полном объеме интеллект персонала

Все затраты предприятия можно отнести либо к добавляющим полезность, либо нет. Но существуют группы расходов предприятия, являющиеся потерями целиком. Это затраты на упаковку, логистику, содержание непроизводственных подразделений и складов, проведение технического обслуживания оборудования, расходы на охрану труда, обеспечение безопасности, IT, администрацию и пр. Они формируют исключительно потери, и включать их в цену продукции для возмещения покупателем нецелесообразно, так как они не добавляют ей ценности.

Потери присутствуют на всех без исключения производствах. Анализ показывает, что на большинстве российских предприятий их количество - не менее половины всех затрат [4]. Существуют компании, где их больше этого значения. Имеющиеся потери указывают на наличие потенциала, который в определенной степени является достижимым, и, если компания воспользуется этим рычагом повышения операционной эффективности, она укрепит свое положение и привлечет новых клиентов. Серьезным препятствием для их устранения является то, что не все они являются устранимыми.

Выделяют потери, которые оставаясь ими по природе, не могут быть ликвидированы полностью из-за, к примеру, особенностей используемой технологии. Так, для изготовления многих видов товаров не существует способа производства, при котором возникновение брака полностью исключено. В этом случае брак в определенной мере является допустимым, и потери из-за его возникновения сохранятся. В многие техпроцессы включают промежуточные контроли качества, требующие применения высокотехнологичного оборудования и привлечения обученного персонала. Расходы на оборудование и оплату труда этих сотрудников не добавляют ценности товару и составляют потери даже с учетом того, что они необходимы для проверки качества товара.

На предприятиях создаются лаборатории, проводящие исследования и разрабатывающие новые продукты; содержатся транспортные службы, осуществляющие перевозки; поддерживается запас запчастей и инструментов для ремонтных служб и т.д. Без этого работа предприятия остановится, и затраты на них, являющиеся потерями, полностью устранены быть не могут. Технология бережливого производства различает устранимые и неустранимые потери, однако рекомендует анализировать и устранять и те, и другие. Более того, время от времени оптимизации должны подлежать и расходы, добавляющие стоимость, благодаря, к примеру, совершенствованию технологии производства товара.

Список использованной литературы:

  1. Шибанов К.С. Проблемы внедрения «бережливого производства» на отечественных предприятиях // Экономика в промышленности. - 2017. - Т. 10. - № 4. - С. 335-343.
  2. Вумек Дж. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 472 с.
  3. Шибанов К.С. Формирование Производственной системы предприятия // Экономика и управление: теория, методология, практика: монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 28-35.
  4. Шибанов К.С. Организация «вытягивающего» производства на промышленном предприятии // Вестник современных исследований. 2018. № 10-6 (25). - С. 260-263.

Shibanov Kirill S.

National University of Science and Technology “MISiS” TECHNOLOGY OVERVIEW OF LEAN PRODUCTION

Abstract: The world economy is based on the principles of market regulation, which consist in the fact that the price of a commodity is determined under the influence of supply and demand. Companies, analyzing the demand and range of competitors, produce products demanded by the buyer. To strengthen the position in the market, they continuously improve the properties of goods, produce new items. In conditions when the main goal of the enterprise is to satisfy consumer demand, the competitive struggle is carried out either by increasing market share through economies of scale, or by applying niche strategies.

However, in recent decades there have been significant changes. The spread of the Internet and the use of digital devices establish a connection between sellers and buyers directly, bypassing the market, and in these conditions, the ability to provide goods at the price offered by the buyer becomes a competitive advantage, and in some cases a way of survival. Companies almost always have competitors offering similar goods or services on more favorable terms, the margin becomes minimal, their own costs increase, resulting in the need to use new production management technologies, the number of which has recently increased. (from English. - lean production), the review of which is devoted to this article.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить