Печать

Бережливое производство как концепция совершенствования производственной системы ОАО «Российские железные дороги»

Опубликовано в Бережливое производство в РЖД

Бережливое производство - это система организации и управления бизнесом, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей при одновременном сокращении всех видов затрат. Впервые такая система была создана в компании Toyota Motor Corporation, обеспечив ей исключительные конкурентные преимущества на автомобильном рынке, поэтому в некоторых работах такая система имеет название «Toyota Production System (TPS) -Производственная система Тойоты».

Концепция бережливого производства в последние годы активно распространяется в России. Традиционно, все началось с автомобильной промышленности - УАЗ, ВАЗ, КамАЗ. Несколько лет назад о необходимости применения концепции заговорили и в ОАО «РЖД». Так, в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 года бережливое производство было определено как одно из основных направлений инновационного развития холдинга «РЖД» по повышению эффективности деятельности. Курс на развитие производственной системы холдинга «РЖД» на принципах философии бережливого производства лично поддержал Президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин на итоговом заседании Правления ОАО «РЖД» еще в декабре 2009 года. В настоящее время ОАО «РЖД» активно внедряет инструменты и методы работы, основанные на этой концепции.

По оценкам, данным Кристиной Малерян, заместителем начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу, реализация программы «Бережливая железная дорога» должна привести к следующим результатам (в 2015 году по отношению к уровню 2008 года): снижение себестоимости перевозок на 5-10%; повышение производительности труда на 30%; снижение дефектов в оказании услуг на 50%; вовлечение 50% персонала в постоянные улучшения; 5 поданных и реализованных предложений в год на сто работников; 10% персонала охвачено системой обучения непрерывными улучшениями [1].

Главной целью бережливого производства является борьба со всеми видами потерь. Если в процессе производства осуществляется какая-то деятельность, за которую потребитель платить не намерен, то есть деятельность, не добавляющая ценности, то такая деятельность рассматривается как потери. В японском языке этот термин носит очень звучное название - «мУда».

Современные исследователи в этой области выделяют восемь видов потерь: дефекты, запасы, движения людей, перемещение материалов, ожидание, излишняя обработка, перепроизводство, неэффективное использование человеческого потенциала.

К числу инструментов, традиционно рассматриваемых в контексте бережливого производства, относятся картирование потока создания ценности, система «5S», кайдзен, визуальный менеджмент, стандартизированные операционные инструкции, канбан, быстрая переналадка, всеобщий уход за оборудованием, «вытягивающее производство», пока-ёкэ и др.

Большое разнообразие инструментов и методик бережливого производства, их относительная простота, порождают у российского менеджмента иллюзию возможностей быстрого получения результатов от их использования. Однако, если рассматривать бережливое производство как «философию» ведения бизнеса, то в качестве важнейших факторов, которые определяют успех преобразований, следует рассматривать:

  • наличие и «качество» лидеров, способных «вытягивать» проекты бережливого производства;
  • наличие системы мотивации к совершенствованию - вовлечению персонала в общее дело реализации новых подходов.

На большинстве российских предприятий, не исключая организации холдинга ОАО «РЖД», с реализацией этих условий существуют системные проблемы.

Кроме этого, концепция бережливого производства в ОАО «РЖД» на практике очень часто рассматривается исключительно как концепция оптимизации затрат. Однако если в качестве цели внедрения технологий бережливого производства декларируется снижение затрат, то любые действия руководства будут вызывать противодействие персонала из-за страха потерять работу.

Как показали наши исследования, отсутствие поддержки и внимания со стороны руководства приводит к быстрому снижению активности персонала, так как для многих участие в проекте внедрения бережливого производства на первых стадиях является «дополнительной обязанностью, от которой следует как можно быстрее избавиться».

Резюмируя, можем отметить, что бережливое производство способно значительно повысить операционную эффективность бизнеса. Распространение концепции на российских предприятиях часто происходит формально, внедрение инструментов «сверху» часто подменяет необходимые изменения в сознании работников. Это не позволяет сейчас в полной мере говорить о системных результатах, достигнутых в этой области российскими предприятиями. Вместе с тем, ситуация постепенно начинает меняться к лучшему.

Список использованных источников

1.http://www.leanforum.ru/news/r2/ 115.html